Deutsche Oper: сто лет и один провал

Берлинский музыкальный театр Немецкая опера (Deutsche Oper) справила столетие. За плечами непростой век.

«Стоит обратить внимание на Шарлоттенбург: в этом районе хороший воздух, и у него большое будущее», – острил немецкий публицист Альфред Керр (Alfred Kerr). Новый модный район на западе Берлина стал в конце 19-го столетия тем местом (как бы сказали современные специалисты по городскому развитию, тем «креативным кластером»), где сочетание материального благополучия жителей с социальными амбициями привело на рубеже веков к появлению большого числа «храмов культуры». Они возводились в пику государственным театрам, музеям и т.п., расположенным в старом центре города – в первую очередь, известной своим монументальным стилем Королевской (ныне Государственной) опере на Унтер-ден-Линден.Просвещенное бюргерство, обитавшее в зажиточном Шарлоттенбурге, сетовало на консерватизм «официальных» сцен и намеревалось создать (заметим, на собственные, собранные по подписке деньги) прогрессивный театр, которому дали название Deutsche Oper – Немецкая опера, сохранившееся по сей день.

Премьеры и конкуренция

Новый театр открылся в ноябре 1912 года, как приличествует его названию, премьерой оперы Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven) «Фиделио». С тех пор театр живет под знаком конкуренции с другим крупным музыкальном театром Берлина, причем эта конкуренция, в свою очередь, своеобразно отражает историю страны и ее столицы. Так, в тридцатые годы вольнолюбивый театр оказался на грани закрытия: национал-социалистические комиссары от искусства полагали, что в столице должна быть только одна и, естественно, государственная опера. Театр спасло от закрытия то обстоятельство, что здесь на высочайшем уровне исполнялась музыка Вагнера (Richard Wagner). Берлинская сцена считалась вторым по значению после Байройта «вагнеровским форумом» в мире.

DirectLink:


Рубрика: Метки записи: , , ,

Комментировать

Другие материалы: