Главная :: Оперные либретто :: Французская опера

ПРОРОК Д.Мейербер
(ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ)




Опера в пяти действиях (восьми картинах)
Либретто Э. Скриба.
Первое представление состоялось 16 апреля 1849г. в Париже.

Действующие лица:
Граф Оборталь - бас
Иоанн Лейденский - тенор
Берта, его невеста - сопрано
Иона, анабаптист - тенор
Матисен, анабаптист - бас
Захарий, анабаптист - бас Фидес, мать
Иоанна - меццо-сопрано
1-й мальчик - сопрано
2-й мальчик - меццо-сопрано
1-й крестьянин - бас
2-й крестьянин - тенор
Солдат - тенор
1-й горожанин - тенор
2-й горожанин - тенор
1-й офицер - тенор
2-й офицер - бас

Крестьяне и крестьянки, анабаптисты, солдаты, горожане, пажи и свита Иоанна, вельможи и мальчики.

Действие происходит в 1530 году в Голландии.

Действие первое. На берегу реки Маас высится мрачный замок с подъемным мостом и башнями. Неподалеку работают крестьяне, вассалы молодого графа Оберталя, владельца замка. Среди них Берта. Бедная сирота поджидает мать своего жениха Иоанна — старую Фидес.

Появляется Фидес. Вручив Берте обручальное кольцо, она зовет девушку с собой — в Лейден, к Иоанну. Но Берта не может покинуть деревню и выйти замуж без разрешения графа Оберталя. Что ж, остается лишь ждать выезда графа.

Неожиданно среди крестьян показываются трое неизвестных в черных одеждах. Это анабаптисты — Иона, Матисен и Захарий. Они призывают измученных людей восстать против тирании и гнета. Воодушевленные страстными речами, крестьяне хватаются за косы, вилы, кирки. Бросаются к замку — и останавливаются в испуге при виде графа и стражников. Оберталь разгневан: мятеж?! Разогнать плебеев! Неожиданно он замечает Берту: что нужно красавице? Ободряемая Фидес, Берта обращается к графу с просьбой. Рассказывает историю своей любви и молит о разрешении на брак с владельцем таверны — Иоанном. Увлеченный миловидной просительницей, Оберталь отказывает. Берта в отчаянии, крестьяне возмущены. Однако воля графа — закон. По его приказу солдаты уводят девушку в замок.

Действие второе. Таверна Иоанна. Шум, смех, песни, танцы. Анабаптисты — Иона, Матисен и Захарий — вглядываются в молодого хозяина: сколь велико его сходство с почитаемым в Вестфалии пророком Давидом! Этот человек им необходим: он возглавит крестьянское движение, увлечет за собой массы... Иоанн рассказывает гостям о странном сне, преследующем его: в тиши ночей он видит себя посланцем небес, восшедшим на троп... Анабаптисты уверены — сон пророческий. Иоанн испуган. Его счастье — в кругу семьи, близ уютного домашнего очага. Внезапно вбегает Берта. Она бледна, взволнована. Просит укрыть ее от преследователей. Иоанн прячет девушку в тайник. Вновь распахивается дверь — на пороге граф Оберталь и солдаты. Иоанну предоставлен выбор: либо он выдаст невесту, либо погибнет его мать. Иоанн в ужасе. После недолгой борьбы сын побеждает в нем влюбленного: он указывает на тайник. Солдаты уводят свою жертву.

В страстном порыве обращается Иоанн к богу. А не дождавшись ответа — к анабаптистам: добьется ли он могущества и власти, вняв их призывам и став пророком? Сокрушит ли врагов, отомстит ли обидчикам? Да, — следует ответ. Но он должен порвать все земные связи, оставить старушку-мать. Минута колебаний, сомнения, страха — и Иоанн соглашается.

Действие третье. Картина первая. Лесное озеро. Лагерь снабаптистов. Слышен отдаленный гул сраженья. Радостными криками приветствуют женщины и дети победителей-солдат; презрительными насмешками осыпают закованных в цепи пленников.

Картина вторая. Палатка анабаптиста Захария. Обсуждается вопрос о взятии Мюнстера. В городе сильный гарнизон, возглавляемый старым графом Оберталем. Старик отвергает предложение о капитуляции: повстанцы сожгли замок его сына, и он отдал приказ драться до последней капли крови.

Близ палатки слышны возбужденные голоса. Солдаты вводят неизвестного. Иоанн докладывает: захваченный им путник заявил, что хочет служить у анабаптистов. Новобранцу внушают правила братства, предлагают распить бокал во славу будущих побед. Раз* гоняя тьму, вспыхивают факелы. Анабаптисты поражены: молодой Оберталь! Все понятно: он тайком пробирался в осажденный Мюн-стер. Смерть тирану!

Руки прочь, — приказывает появившийся Иоанн. Он хочет знать: что с Бертой? Спасая свою честь, бросилась с зубчатой стены замка в Маас, — отвечает Обертадъ. Девушка осталась жива и, по имеющимся у него сведениям, находится в Мюнстере. Иоанн решает: граф будет жить до встречи с Бертой — девушка, сама вынесет ему приговор. А теперь в бой, на штурм Мюнстера!

Действие четвертое. Картина первая. Площадь в Мюнстере. Патрулируют солдаты-анабаптисты. Горожане втихомолку проклинают пророка: его войско принесло им разорение, насилия и грабежи. Несчастная Фидес, в лохмотьях, просит милостыню. Появляется Берта. Костюм пилигрима не мешает старой женщина узнать невесту сына. Радостно бросаются они в объятия друг другу. Рассказывают о своих горестях и злоключениях. Фидес убеждена: Иоанна убил пророк. Берта клянется отомстить вождю анабаптистов.

Картина вторая. Городская ратуша. Торжественное шествие поднимается по лестнице. Старшины анабаптистов несут па подушках знаки королевской власти. Появляется будущий монарх. Иоанн задумчив и грустен: предводитель грабителей и убийц, влюбленный, потерявший свою невесту, — он не знает счастья.

В толпе горожан, присутствующих на коронации, — Фидес. Вглядевшись в лицо пророка, старуха в ужасе отшатывается: сын! Первое движение Иоанна — броситься к матери, первые слова анабаптистов — о грозящей ему смерти: пророк не может быть сыном крестьянки. Иоанн отворачивается от Фидес. Несчастная женщина простирает к нему руки: сын, сын! Иоанн приказывает воинам обнажить мечи: если старуха права, значит, он — лжепро рок — заслуживает смерти. Фидес все понимает. Тихо отходит в сторону. Окруженный свитой, Иоанн удаляется.

Действие пятое. Картина первая. Заслышав о приближенин императорских войск, Иона, Матисен и Захарий решают предать Иоанна в руки врагов, надеясь спасти тем самым свои жизни.

...Мрачное сводчатое подземелье мюнстерского дворца. Поямляется Иоанн, солдаты. Стража вводит Фидес. Иоанн повелевает оставить его наедине со старухой. Горьки упреки измученной женщины, справедливы нарекания. Поддавшись на уговоры матери, Иоанн решает бежать. В глубине подземелья неожиданно показывается огонек, Иоанн ошеломлен: Берта! Что привело её сюда? Клятва отомстить ненавистному пророку. Девушке известно: в склепах хранятся запасы пороха. Стоит лишь поднести горящий фитиль. Но нет, любимый жив, к чему думать о мести? Они уйдут, будут счастливы... На пороге появляется дежурный офицер стражи. Он почтительно склоняется перед Иоанном: пророк разрешит доложить? Пророк? — ужасается Берта. Ее любимый — пророк? Тиран, заливший кровью страну? Глубоко потрясенная, девушка выхватывает кинжал. Еще мгновенье — и она замертво падает у ног Иоанна.

Картина вторая. Роскошные апартаменты мюнстерского дворца. Пир. За столом, уставленным напитками и яствами, — Иоанн. Близ него — Иона, Захарий и Матисен. Пророк спокоен: план мести предавшим его анабаптистам обдуман до мелочей, С минуты на минуту во дворец ворвутся войска императора. Верные люди тотчас замкнут выходные решетки...

Двери распахиваются. На пороге залы — молодой Оберталь, солдаты императора. Сверкают обнаженные клинки. Смерть лжепророку! И в тот же миг гремит взрыв. Рушатся стены дворца. Среди горящих развалин показывается Фидес. Бросается к сыну, Обняв его, ждет смерти. Бушующее пламя поглощает пророка и окружающих его врагов.

Другие оперы:

  • Ж.Оффенбах "Сказки Гофмана"
  • М.Ровель "Испанский час"
  • Ш.К.Сен-Санс "Самсон и Далила"
  • Г.Берлиоз "Беатриче и Бенедикт"
  • Ж.Бизе "Искатели жемчуга"