Главная :: Оперные либретто :: Немецкая и австрийская опера

ВОЦЦЕК А.Берг





Опера в трех действиях (пятнадцати картинах)
Либретто по одноименной драме Г. Бюхнера составлено композитором.
Первое представление состоялось 14 декабря 1925г. в Берлинею.

Действующие лица:
Воццек – баритон
Тамбурмажор – тенор
Андрее – тенор
Капитан - тенор
Доктор – бас
Два подмастерья – бас, баритон
Дурак - тенор
Мари - сопрано
Маргрет - альт
Мальчик, сын Мари - разговорная роль.
Солдаты, ученики-ремесленники, служанки, девицы, дети.

Место действия — маленький городок, где стоит военный гарнизон.
Время действия — начало XIX века.

Действие первое. Картина первая. Комната капитана. Ранним утром солдат Воццек бреет капитана, который тем временем корит молчаливого и рассеянного Воццека за отсутствие у него представлений о «морали», за его связь с Мари, за их внебрачного ребенка; Воццек пытается защитить себя и Мари, гоичрнт о своей бедности и бесправии.

Картина вторая. Широкое поле на окраине города. Предвечерний час. Воццек и его товарищ Андрее рубят кустарник. В сознании Воццека мелькают страшные картины: разбегающиеся ежи кажутся ему отрубленными человеческими головами, лучи за ходящего солнца представляются ему зловещим огнем, поднимающимся от земли к небу. Охваченный ужасом, он спешит к своей Мари.

Картина третья. Комната Мари вечером. Она с ребенком стоит у окна и восхищенным взглядом провожает шествующего мимо с военным оркестром тамбурмажора. Ответив резкостью на насмешливые реплики соседки, Мари укладывает спать своего ребенка, напевая ему колыбельную и продолжая мечтать о встрече с тамбурмажором. В дом, запыхавшись, вбегает Воццек и пытается рассказать о своих жутких галлюцинациях, но вскоре уходит. Испуганная Мари остается с ребенком.

Картина четвертая. Кабинет доктора. Солнечный день. Чтобы заработать деньги, Воццек согласился предоставить себя в распоряжение доктора, который уповает завоевать славу и почет своими научными экспериментами. По предписанию врача, Воццек должен употреблять только определенную пищу (одни бобы) и регулярно подвергаться осмотру. Когда Воццек рассказывает доктору о своих галлюцинациях, тот признает его душевнобольным.

Картина пятая. Улица перед жилищем Мари. Вечерние сумерки. Появляется тамбурмажор, уверенный в себе и хвастливый. Мари не может противиться его чарам. Оба они направляются в комнату Мари.

Действие второе. Картина первая. Комната Мари утром. Она стоит перед зеркалом и примеривает серьги, которые ей вчера подарил тамбурмажор. Внезапный приход Воццека захватывает ее врасплох. Мари старается отвести подозрение Воццека, говоря, будто она попросту нашла эти сережки. Воццек отдает Мари заработанные у доктора деньги и уходит.

Картина вторая. Встретившись днем на улице, капитан И доктор беседуют. Они окликают проходящего мимо Воццека. В разговоре с ним капитан намекает на отношения Мари и тамбурмажора. В состоянии крайнего возбуждения Воццек устремляется прочь.

Картина третья. Улица перед домом Мари. Пасмурный день. Воццек пришел, чтобы добиться от Мари признания. Она пытается все отрицать и произносит слова: «уж лучше нож в грудь...». В поведении Мари Воццек видит подтверждение ее измены. Мысль о «ноже» с этой минуты больше не оставляет его.

Картина четвертая. Сад около трактира поздним вечером. Горланят пьяные подмастерья. Воццек замечает Мари, танцующую с тамбурмажором. Ревность и отчаяние окончательно овладевают им. Он слышит пророческие выкрики юродивого: «Я чую кровь... я чую кровь!".
Картина пятая. Ночь в казарме. Воццек не может заснуть. Входит пьяный тамбурмажор, хвастает своими любовными похождениями, дразнит Воццека и затевает с ним драку. Несчастный Воццек окровавлен и едва остается жив.

Действие третье. Картина первая. Комната Мари ночью. Она читает в Библии о Магдалине и супружеской измене. Уже Два дня как Воццек не появлялся. Мари поет своему мальчику песню о дитяти, у которого нет ни матери, ни отца.

Картина вторая. Лесная дорога, ведущая к пруду. По ней в сумерках идут Воццек и Мари. Ей передается напряженное и мрачное состояние Воццека, ей страшно. Воццек внезапно закалывает ее и бросается прочь.

Картина третья. Трактир ночью. Воццек приходит сюда, надеясь вином заглушить беспокойство и страх. Но люди замечают кровь на его руках и одежде. Он снова бежит по дороге к пруду, чтобы спрятать улику — предательский нож.

Картина четвертая. Пруд в лесу. Лунная ночь.Воццек забрасывает нож далеко в воду и, чтобы смыть с себя кровь, заходит все глубже в пруд. Вода кажется ему кровью. Он начинает тонуть. Проходящие неподалеку доктор и капитан слышат крики утопающего, но спешат скорее покинуть это место. Картина пятая. Улица у дома Мари. Светлое утро. У дверей играют дети, с ними сын Мари и Воццека, Кто-то кричит, что труп Мари утром найден у пруда. Любопытные дети бегут посмотреть, и ребенок Мари, не осознавая смысла случившегося, скачет верхом на палочке вслед за остальными.

Другие оперы:

  • Л.В.Бетховен "Фиделио"
  • Р.Вагнер "Риенци (Последний тамбурин)"
  • Р.Вагнер "Летучий голандец"
  • Р.Вагнер "Тангейзер"
  • Р.Вагнер "Лоэнгрин"