Главная :: Оперные либретто :: Немецкая и австрийская опера

ФИДЕЛИО Л.В.Бетховен




Опера в двух действиях
Либретто И. Зоннлейтнера (первая редакция) и Г. Трейчке (окончательная редакция) по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь».
Первое представление (под названием «Леонора») состоялось 20 ноября 1805г. в Вене. После значительной переработки возобновлена в новой редакции 22 мая 1814г.

Действующие лица:
Флорестан - тенор
Леонора, его жена, скрывающаяся
под видом юноши Фиделио - сопрано
Дон Фернандо, министр - бас или баритон
Дои Пизарро, начальник тюрьмы - баритон
Рокко, тюремный смотритель - бас
Марселина, его дочь - сопрано
Жакино, тюремный привратник - тенор
Узники, офицеры, солдаты, стража, народ. Действие происходит в Испании.

Действие первое. Двор тюрьмы. Солнечный свет с трудом проникает сюда. Огромные железные ворота и высокая насыпь оставляют открытым лишь небольшой клочок голубого неба. А в узкие окошки тюремных камер свет и вовсе не проникает: настолько они малы и так толсты ржавые прутья решеток. В мрачном подземелье томятся те, кто не побоялись открыто выступить против несправедливости, за свободу.

Кажется, ничто живое не может существовать здесь — надо всем витает зловещий дух холода и смерти. Но нет! И тут теплится жизнь. Вот молодой привратник Жакино умоляет Map.седину, дочь тюремщика Рокко, отдать ему руку и сердце. Он уже давно любит девушку, которая, как казалось Жакино, тоже неравнодушна к нему. Но с некоторых пор он замечает, что Марселина отдает явное предпочтение юноше Фиделио, недавно поступившему на службу в качестве помощника Рокко. Слов нет, Фиделио красив, его юное лицо девически нежно, но разве достоин этот мальчишка быть мужем очаровательной Марселины? Нет и нет! Только он, Жакино, может сделать ее жизнь счастливой и радостной... Сердечным излияниям молодого привратника то и" дело мешают входящие в ворота люди. Марселина не может скрыть своей радости от таких перерывов: девушке давно надоели многословные признания влюбленного. Тем более, что они ничего не изменят в ее сердце: оно навеки отдано Фиделио, которого в девичьих снах Марселина видит своим мужем.

А вот и Фиделио. Он входит, нагруженный свертками. Видно, что ноша для него тяжела. Но на лице юноши написано удовлетворение: он выполнил важное поручение Рокко — доставил срочные депеши начальнику тюрьмы Пизарро, купил провизию и партию наручников для заключенных. Увидев, как побледнел от усталости Фиделио, Марселина бросается отирать ему пот своим платочком и помогает сложить груз на пол. Доволен исполнительностью своего помощника и Рокко. Хитрая улыбка блуждает на его лице. Тюремщик убежден, что причина расторопности застенчивого юноши очень проста: Фиделио влюблен в Марселину. Да ведь и дочери, кажется, приглянулся его помощник. Что ж, старый Рокко не против, если, разумеется, у юноши серьезные намерения. И по всему видно, что он будет примерным мужем.

Жакино, видя все это, вконец удрученный, молча удаляется. Рокко, привыкший действовать открыто и решительно, говорит Фиделио и Марселине, что одобряет взаимное чувство молодых людей, и тут же назначает дату свадьбы: следующий день после очередного отъезда Пизарро в город. Счастливая и смущенная Марселина горячо благодарит отца.

А Фиделио? Что с ним? Еще больше побледнев, он явно не находит себе места. Мысли, как молния, проносятся в его голове. Как выйти из создавшегося тупика, что предпринять? Если бы только эти добрые и простые люди могли гнать, что под именем Фиделио скрывается не юноша, а... молодая женщина Леонора! Хитростью пробралась она в тюрьму, чтобы спасти томящегося в одном из мрачных подземелий горячо любимого мужа Флорестана. Но открыться — значило бы отказаться от осуществления своего замысла. А Леонора скорее готова умереть, чем отступить. И верная супруга Флорестана решает по-прежнему скрывать свое имя.

Пользуясь расположением Рокко, Леонора просит доверить ей обслуживание заключенных. Старый тюремщик обещает испросить разрешение у Пизарро: без согласия грозного начальника никто не допускается к узникам. Ведь здесь находятся особо важные преступники. Есть, например, среди них один... Очевидно, очень ненавидит его Пизарро. Больше месяца, по приказу начальника тюрьмы, несчастного держат в темпом и сыром подземелье, почти полностью лишив пищи и воды.

Чувствуя, что речь идет о Флорестане, Леонора едва находит в себе силы сохранить самообладание.

Неожиданно раздаются звуки шагов: после ежедневного обхода возвращается со своей свитой Пизарро. Он осведомляется у Рокко, есть ли для него депеши, и тут же проглядывает бумаги. Одна из депеш приводит Пизарро в замешательство. Его уведомляют, что в Севилье стало известно о злоупотреблениях, которые Пизарро допускает в своей тюрьме, о многих невинных узниках, томящихся в ней. На этих днях в тюрьму прибудет для проверки министр дон Фернандо.

Чтобы отвести от себя гнев министра, коварный Пизарро решает немедля убить Флорестана, своего заклятого врага, незаконно заключенного им в тюрьму. Подозвав Рокко, он предлагает ему за большое вознаграждение умертвить узника. Но честный старик отвергает гнусное предложение. Разгневанный Пизарро приказывает подчиненному срочно вырыть могилу в подземелье: Флорестана убьет он сам.

Не расслышав слов Пизарро, Леонора, однако, инстинктивно чувствует надвигающуюся беду. Понимая, что Рокко в душе сочувствует узникам, она просит старого тюремщика выпустить заключенных на прогулку во двор. Ведь Пизарро ушел и ничего не узнает. К ней присоединяется и Марселива, не сводящая глаз со своего обожаемого Фиделио. В конце концов Рокко соглашается. Бледные и изможденные люди медленно выходят на солнечный свет из своих камер. Но, как ни надеялась Леонора, среди них нет Флорестана.

Неожиданно возвращается Пизарро. Вид гуляющих заключенных приводит его в бешенство. Несчастных вновь загоняют в подземелье, а старому тюремщику вторично отдан приказ вырыть могилу для Флорестана. В помощники себе он может взять Фиделио: ждать больше начальник тюрьмы не намерен — вот-вот приедет министр.

Действие второе. Сырое и темное подземелье. Лишь маленькая низкая дверь да крохотное решетчатое оконце в отсыревшей стене напоминают о том, что где-то существует мир с ярким солнцем и голубым небом.

На большом и холодном камне сидит обессилевший Флорестан. Руки и ноги его обвивает тяжелая проржавевшая цепь, издающая при малейшем движении узника зловещий звон. Тяжелые мысли одолевают Флорестана. Силы его на исходе, и недалек день, когда они вконец иссякнут... Предчувствуя близкую смерть, Флорестан с гордостью сознает, что свой жизненный долг он выполнил с честью. Образ свободы, борьбе за которую он отдал свою жизнь, сливается в его мыслях с чистым образом нежно любимой Леоноры. И как ни тяжелы последние часы жизни, ничто не может омрачить его светлых дум о ней. Бросившись на землю, узник погружается в забытье.

На стене появляются желтоватые блики. Свет фонаря всё ближе и ближе — это Рокко со своим помощником спускаются в подземелье. Они несут заступ и кирку. Пользуясь тем, что Флорестан заснул, старый тюремщик отмечает на земле размеры могилы. Оглянувшись, он видит, что Фиделио стоит, дрожа, у стены. Неужто парень оказался трусливого десятка? Заметив удивленный взгляд Рокко, Леонора уверяет его, что в подземелье просто очень холодно. Мрачную тишину нарушают лишь глухие удары заступа о землю...

От шума просыпается Флорестан. Увидев двух могильщиков, он понимает, что пришел его последний час. Флорестан обращается к Рокко с просьбой передать жене его прощальные слова любви. В тот же миг Леонора узнает голос своего мужа и без чувств падает на край вырытой могилы. Из темноты выступает закутанная в плащ мужская фигура, Это Пизарро. Он стремится осуществить свой злодейский замысел.

Очнувшаяся Леонора призывает на помощь вес свои силы, все мужество: она должна спасти Флорестана! Вот уже сталь кинжала сверкает у груди обреченного, но в тот же миг вперед бросается Леонора: «Если должен пасть Флорестан, то убей сначала его жену!». Ошеломленный Пизарро на мгновение опускает кинжал, а счастливый Флорестан сжимает в своих объятиях Леонору. Пизарро в ярости снова замахивается кинжалом, но отступает под дулом пистолета, наведенного на него женщиной. И тут же звуки трубы возвещают о прибытии министра.

Финальная картина. На площади перед тюремной крепостью собрался народ. Тут же министр дон Фернандо со свитой. Один за другим поднимаются из своего страшного подземелья узники — те, кто томились здесь долгие дни по воле злобного Пизарро. Народ приветствует их. Последними на площадь выходят Флорестан и Леонора. Рокко рассказывает собравшимся их историю. Люди в гневе требуют смерти Пизарро, и по приказу министра стража уводит преступного начальника тюрьмы. При общем ликовании Леонора сбрасывает с Флорестана ненавистные цепи. Народ славит стойкость и мужество борца за свободу и верность его подруги.

Другие оперы:

  • Р.Вагнер "Риенци (Последний тамбурин)"
  • Р.Вагнер "Летучий голандец"
  • Р.Вагнер "Тангейзер"
  • Р.Вагнер "Лоэнгрин"
  • Р.Вагнер "Тристан и Изольда"