Главная :: Оперные либретто :: Немецкая и австрийская опера

РИЕНЦИ Р.Вагнер
(Последний трибун)




Трагическая опера в пяти действиях
Либретто Р. Вагнера по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, или Последний трибун».
Первое представление состоялось 20 октября 1842г. в дере.

Деиствующие лица:
Кола Риепци, папский нотариус - тенор
Ирена, его сестра - сопрано
Стефано Колонна, глава семьи Колонна - баритон
Адриано, его сын – меццо-сопрано
Паоло Орсини, знатный римлянин - бас
Раймондо, папский легат - бас
Брончелли, друг Риенци - тенор
Чекко дель Векте, друг Риенци – бас
Вестник мира – сопрано
Герольд – Сопрано

Ломбардские посланники, неаполитанцы, баварцы, богемцы, римские вельможи, францисканцы, воины, драбанты.

Действие первое. Теплая весенняя ночь спустилась на улицы средневекового Рима. Под покровом темноты знатный вельможа Паоло Орсини пытается с помощью друзей похитить красавицу Ирену, сестру папского нотариуса Кола Риенци.

Однако замысел не удается: Ирена, сопротивляясь, в отчаяния зовет на помощь. Улицы наполняются людьми. Стефано Колонна — глава одной из знатнейших фамилий Рима — хочет досадить неудачливому похитителю, так как его род находится в давней вражде с семьей Орсини. Происходит уличная схватка, во время которой прибегает сын Стефано Колонна — Адриано. Юноша влюблен в Ирену и спешит помочь отцу справиться с ее обидчиками. Драка еще продолжается, когда появляется брат Ирены — Кола Риенци.

Увидев человека, которого ненавидит вся римская знать за его необычайную популярность у простого народа, вельможи издеваются над ним, забыв о вражде между собой. Риенци сдерживает свой гнев, но толпа, собравшаяся на место происшествия, готова расправиться с патрициями собственным судом. Папский нотариус с трудом убеждает своих добровольных защитников не допускать уличного кровопролития. «Время восстания еще не пришло, — говорит он, обращаясь к простым людям Рима, — ждите моего сигнала!»

Колонна и Орсини, обрадованные неожиданным заступничеством со стороны Риенци, поспешно скрываются. Адриано, оставшийся с Иреной, благодарит Риенци за его благородный поступок. Но любимец народа, великодушно подаривший жизнь отцу Адриано, отнюдь не переставал быть врагом знати: ведь от рук патрициев когда-то погиб его младший брат! Он требует, чтобы Адриано — если тот хочет остаться его другом — участвовал в борьбе против знатных римлян за дело народа. Юноша обещает свою помощь.

Кола Риенци удаляется. Ирена и Адриано мечтают о своем будущем счастье, но разговор их прерывается гулом и криками толпы: народ, хлынувший на улицы, прославляет своего смелого вождя Риенци. Вдали раздаются торжественные звуки труб — это сигнал к восстанию, о котором Риенци говорил людям.

Действие второе. В Капитолии, величественном здании правителей Рима, — шумное празднество. Риенци избран народным трибуном, властелином города. Вестник сообщает ему, что уличные бои окончились, — знать, сопротивляющаяся трибуну, покорилась.

Но заклятым врагам Риенци трудно примириться с тортеством своего противника. Стефано Колонна и Паоло Орсини организуют тайный заговор против Риеици: решено придти на пиршество, которое в этот день дает народу трибун, и убить его. Сын Стефано, Адриано, знает о заговоре отца, и в нем борются противоположные чувства. Обещав Кола Риенци свою помощь, став его другом, он с радостью выдал бы брату невесты замыслы, любых заговорщиков. Но как может он назвать их имена? Как может подвергнуть смертельной опасности жизнь отца, которого горячо любит, который доверил ему страшную тайну? Обуреваемый сомнениями Адриано так и не решается сказать трибуну о готовящемся покушении.

Начинается пышный пир в дворцовых залах. Риенци угощает всех — и знатных людей, и простых римлян. В веселой пляске патриции кружатся вместе с бедными горожанками. Во время танцев к трибуну подкрадывается Орсини. Улучив момент, он поражает врага кинжалом в грудь. Но что это? Риенци жив и невредим! Насмешливым взглядом смотрит он на изумленного Орсини, из руки которого выпал кинжал. Кто же мог думать, что под одеждой трибуна скрывается прочная железная кольчуга? Десятки людей хватают заговорщика, сотни голосов требуют: «Предать его суду народа!».

Тут же в зале происходит суд над заговорщиками. Оовиняемыми, кроме Паоло Орсини, оказываются Стефано Колонна и. его сородичи. Возмущенный народ требует их смерти. Но у Стефапо Колонна есть надежные защитники — его сын Адриано и Ирена, сестра Риенци. Молодые люди умоляют трибуна даровать жизнь мятежному патрицию. Риенци, склонясь на уговоры близких, вторично прощает врагов. Он обращается к судьям с просьбой отпустить виновных. Заговорщики вновь оказываются на свободе.

Действие третье. Римская знать вновь объединяется вокруг своих уцелевших вождей. Реформы, которые провел Риенци, возмущают патрициев. Орсини и Колонна становятся во главе воестания против ненавистного «Трибуна Свободы».

На улицах и предместьях Рима вспыхивают вооруженные стычки. Напрасно Адриано просит Риенци пощадить отца: дважды обманутый патрициями трибун не желает идти на уступки. Он отдает приказ безжалостно подавить мятеж.
Адриано в отчаянии: он не верит в победу патрициев. Ему хочется убедить бунтовщиков покориться трибуну, но Ирена не пускает юношу в стан врагов, умоляя остаться с ней.

Народ вновь побеждает. В бою гибнет старый Стефано Ко-лонна. Когда его бездыханное тело проносят на носилках по улицам города, Адриано, обезумев от горя, клянется жестоко отомстить Риенци за смерть отца.

Действие четвертое. Восстание подавлено, и Риенци полно-властно правит Римом. Однако бывшие друзья трибуна — Брон-челли и Ченко — недовольны его политикой. Считая Риенци тираном и изменником, они вынашивают планы нового государственного переворота. Заговор ширится, охватывая все большее количество тайных и явных недоброжелателей трибуна.

Риенци и его сестра Ирена направляются в собор. По плану заговорщиков, Адриано должен во время этого торжественного шествия убить правителя. Однако Риенци, заметив врагов, гневно обличает их перед собравшимися. Адриано скрывается в толпе. Шествие продолжается. Трибун уже поднимается на ступени храма, как вдруг до его слуха доносится зловещее пение: хор монахов в соборе клеймит Кола Риенци церковным проклятием! Ужас и смятение охватывают толпу, люди поспешно разбегаются.

Вновь появившийся Адриано пытается убедить Ирену покинуть проклятого богом правителя, но она остается рядом с братом. Трибун нежно обнимает Ирену — своего единственного и верного друга.

Действие пятое. Трибун готовится мужественно встретить смерть в осажденном Капитолии. Положение Риенци ужасно: близкие отреклись от него, недруги многочисленны и сильны... С площади доносятся гул и возмущенные крики толпы: взбунтовавшаяся чернь требует правителя к ответу... В здание проникает Адриано. В последний раз уговаривает он Ирену ради спасения жизни немедленно бежать с ним. Девушка гордо отказывается: она останется верной брату до конца.

По требованию разъяренной толпы, Риенци выходит на балкон. С ним Адриано и Ирена. Напрасны попытки поверженного кумира обратиться с речью к народу: ответом ему служат дикие крики и град камней. Забрасывая здание факелами, толпа поджигает Капитолий. Шквал пламени охватывает балкон и стоящих на нем людей. Еще минута — и все исчезнет в разбушевавшейся стихии огня.

Другие оперы:

  • Р.Вагнер "Летучий голандец"
  • Р.Вагнер "Тангейзер"
  • Р.Вагнер "Лоэнгрин"
  • Р.Вагнер "Тристан и Изольда"
  • Р.Вагнер "Парсифаль"