Главная :: Оперные либретто :: Немецкая и австрийская опера

ТАНГЕЙЗЕР Р.Вагнер
(Состязание певцов в Вартбурге)




Романтическая опера в трех действиях
Либретто по саго XIII в. написано самим композитором. Первое представление состоялось 19 октября 1845г. в Дрездене.

Действующие лица:
Герман, ландграф тюрингенский – бас
Тангейзнр, рыцарь-певец – тенор
Вольфрам фон Эшенбах, рыцарь-певец – баритон
Вальтер фон дер Фогльвейде, рыцарь-певец – тенор
Битерольф, рыцарь-певец – бас
Генрих дер Шрейбер, рыцарь-певец – тенор
Рейман фон Цветер, рыцарь-певец – бас
Елизовета, племянница ландграфа – сопрано
Венера – сопрано
Молодой пастух – сопрано
Четыре пажа – два сопрано, два меццо-сопрано

Тюрингенские рыцари, графы, вассалы, благородные дамы, пилигримы, три грации, сирены, наяды, нимфы, вакханки, юноши, амуры, сатиры, фавны.

Действие первое. Посреди огромной пещеры внутри горы Герзельберг спит богиня любви Венера. Склонив голову на ее ложе, коленопреклоненный, застыл Тангейзер. Ненужная теперь арфа отброшена в сторону. В красноватом волшебном свете чуть заметен ручей, вдали белым пятном мерцает водопад, голубой мглой отсвечивает озеро. Все неподвижно в гроте богини.

Медленно просыпается Тангейзер. Много, много времени пропел здесь рыцарь. Проходили дни, в пещере они незаметны — здесь нет солнца. Проходили весны, — однако нет в пещере травы, чтоб узнать о смене времен года. Для бессмертных не существует времени.

Но Тангейзер — человек, и для него невозможна жизнь без борьбы, страданий, страстей. Об этом говорит он богине, моля отпустить его на землю. Венера то гневом, то лаской пытается удержать рыцаря. Разве плохо здесь ему? Здесь, где раньше были только боги? Любовь Венеры делает его равным богам.

Вместо хвалы Венере Тангейзер говорит о жизни на земле. Не может рыцарь быть рабом, — пусть даже рабство сладостно. Он жаждет свободы, а свобода — только на земле. Тогда, — надеется Венера, — пусть вспомнит о ней, когда мир людей его отвергнет. Пусть вернется, и богиня любви спасет его.

...И вот снова над Тангейзером синее небо, а вокруг на склонах гор — густолиственный лес. Снова видит рыцарь замок Вартбург. Растроганный знакомыми земными картинами, он опускается на колени.

Колокольный звон, доносящийся из долины, прерывается звуками охотничьих рогов. По горной дороге из лесу выезжают один за другим ландграф и миннезингеры — рыцари-певцы. Не сразу узнают они Таигейзера. Но узнав его, давние его соперники в искусстве пения и игры на арфе — Битерольф, Вольфрам и Вальтер, — радуясь, окружают певца. Сам ландграф зовет его вернуться в круг друзей.

Приветственные речи и объятия не находят отзвука в душе того, кто столько времени провел в волшебной пещере. Задумчиво касаясь струн арфы, гордой песней ответствует Тангейзер рыцарям. Певцу с ними не по дороге, не может он вернуться к прежнему — к блестящим и холодным придворным песнопеньям. Тогда Вольфрам, заступая рыцарю дорогу, называет имя племянницы ландграфа, принцессы Елизаветы. С тех пор как Тангейзер исчез, принцесса не хочет слушать песен. Вместе с ним к Елизавете вернется и радость...

Растроганный Тангейзер обнимает Вольфрама. Он вновь с друзьями, и нет в нем гордыни.

Действие второе. В зал для состязаний певцов входит юная Елизавета. Она радостно возбуждена, взволнована. Здесь, где она давно уже не появлялась, девушке чудятся знакомые шаги, голос.

Входят Вольфрам и Тангейзер. Не желая мешать другу, Вольфрам остается у балюстрады, а Тангейзер стремительно бросается к ногам Елизаветы. Девушка смущена. Пусть встанет благородный рыцарь. Она должна благодарить его за то, что он вернулся. Пусть встанет и расскажет, где был так долго.

Медленно поднимается с колен Тангейзер. Может быть, смутное чувство вины перед Елизаветой гнетет его. Может быть, страшно заглянуть в прошлое, когда оно почти забыто. Осторожно, с надеждой спрашивает Елизавета: что же привело , его сюда вновь? И радостно вспыхивает, услышав вместо ответа вдохновенный гимн любви.

...Вечереет. Звучат трубы, возвещающие начало состязания миннезингеров.

По обычаю, ландграф задает тему. Пусть певцы расскажут, что заставило вернуться в Вартбург благородного рыцаря Тангейзера, и в чем сущность любви. По жребию, который вынимает из чаши Елизавета, открывает состязание Вольфрам фон Эшенбах.

Холодным звоном струн начинается его песня. Любовь — это родник, к которому не смеют прикасаться порочные уста. Слушая фон Эшенбаха, Тангейзер невидящим взглядом смотрит вдаль. Руки его бессознательно перебирают струны арфы, на губах играет улыбка. Вот он ударяет по струнам и встает. Нет, он не будет петь хвалу любви-призраку. Вольфрам искал сущность великого чувства. Если бы любовь была такой, мир прекратил бы свое существование. Только страсть дает обновление любви, и в этом ее бессмертие! Во владениях богини любви Венеры каждый знает эту истину.

Дамы и рыцари в смятении от такого кощунства. В речах Тангейзера им слышится восхваление греха, отголоски порочных, дьявольских, запретных чувств. Кажется, одна лишь Елизавета все еще сочувствует певцу. Остальные, не в силах слышать его языческие песни, поспешно покидают поэтическое ристалище..

Вокруг ландграфа собирается группа преданных ему рыцарей и певцов. Все громче звучат голоса, требующие смерти человека, сдружившегося с ведьмами. Толпа рыцарей с обнаженными мечами бросается к Тангейзеру, но Елизавета заслоняет его.

Спокойный голос ландграфа призывает всех к порядку. Тангейзер виноват. Под лицемерной маской таился проповедник лжи, разврата и греха. Искупить свое преступление он может лишь отправившись пешком в священный Рим.

Рыцари, певцы и принцесса одобряют решение ландграфа. Взволнованный Тангейзер обещает исполнить приговор собравшихся, а всю любовь, что наполняет его душу, принести к ногам прекрасной Елизаветы — как и подобает благородному рыцарю.

Действие третье. Над долиной сгущаются осенние сумерки. Перед часовней на коленях — Елизавета. И хотя девушка, погруженная в свои мысли, молчит, подошедшему Вольфраму ясно, о ком тоскует она в этот вечерний час. Получит ли ее возлюбленный отпущенье грехов в Риме? В ином случае мало надежды па его возвращение в Вартбург.

Вдали звучит песня странников. А вот и они длинной вереницей проходят перед Елизаветой. Тщетно вглядывается она в путников, тщетно ищет среди них Тангейзера. Принцесса направляется к Вартбургу, остановив знаком бросившегося к ней Вольфрама. Она благодарна рыцарю за любовь, за преданность, но у нее свой, предначертанный судьбой путь... Вольфраму остается лишь взять арфу и искать утешения в музыке. Его романс сегодня особенно грустен, и говорится в нем о далекой, недоступной вечерней звезде.

Звуки арфы останавливают путника, одиноко бредущего во мгле. В бледном, одетом в рубище страннике Вольфрам не сразу узнает Тангейзера. А узнав, не замечает в нем ни смирения, пи раскаяния. В душе Вольфрама борются гнев к отщепенцу и сочувствие к человеку, испившему до дна горькую чашу страданий. Желчно и презрительно говорит пилигрим о судьбе благочестивейшего из слуг божьих: никогда папский посох не даст зеленых ростков, — сказали ему, — никогда Тангейзер но найдет себе прощения. Глубоко потрясенный несправедливостью папы, оскорбленный и не примирившийся, в полном разладе с богом, людьми и самим собой, рыцарь решил искать забвенья в гроте любящей и всепрощающей Венеры.

Охваченный ужасом, жалостью, горем, Вольфрам решает спасти Тангейзера, вырвать его из рук нечисти. Но — поздно! Над долиной сгущается туман. Сквозь белую пелену мерцают фигуры танцующих нимф. А затем в красноватом волшебном нимбе возникает Венера. Она приветствует Тангейзера, сулит ему радость.

Вдали слышится похоронное пение. Печальная процессия приближается, и Тангейзер останавливается, пораженный: хоронят Елизавету! Он не сделал ни шагу навстречу процессии, но Венера уже понимает, что навсегда потеряла певца.

Сердце миннезингера не в силах выдержать страшного горя. Мертвым падает Тангейзер перед гробом Елизаветы. Рыцари в молчании опускают факелы, потрясенные концом человека, тщетдо пытавшегося примирить в своей душе земное и божественное; человека, познавшего и блаженную тоску по людям, и горечь несправедливости.

Занимается рассвет. Из-за холма, приближаясь, звучит песнь возвращающихся из Рима молодых странников. Они поют о чуде, которое произошло на их глазах; папский посох пустил ростки и дал зелень!..

Другие оперы:

  • Р.Вагнер "Лоэнгрин"
  • Р.Вагнер "Тристан и Изольда"
  • Р.Вагнер "Парсифаль"
  • К.М.Вебер "Волшебный стрелок"
  • Г.Ф.Гендель "Юлии Цезарь"