Главная :: Оперные либретто :: Немецкая и австрийская опера

ПАРСИФАЛЬ Р.Вагнер




Торжественная сценическая мистерия в трех действиях
Либретто Р. Вагнера, по одноименной средневерхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха.
Первое представление состоялось .26 июля 1882 г. в Байрёйте.

Действующие лица:
Амфорсат – баритон
Титурель – бас
Гурнеманц – бас
Парсифаль – тенор
Клингзор – Бас
Кундри – сопрано
Гыцари Грааля – тенор и бас

Действие первое. Под большим раскидистым деревом в священном лесу, окружающем замок Грааля, спит старый рыцарь, Гурнеманц. Рядом с ним расположились два юных пажа. Слева деревья как бы шагают в гору вдоль извилистой дороги; справа прогалина спускается по склону горы к лесному озеру.

Медленно расцветает заря. Старый Гурнеманц просыпается первым и расталкивает юношей. «О стражи лесов, стражи сновидений!— укоризненно восклицает он — Проснитесь хотя бы утром!» Пристыженные пажи вскакивают и, по примеру старика, падают на колени в молитвенном экстазе.

Появляется рыцарь, идущий со стороны замка. Гурнеманц взволнованно обращается к нему, спрашивая, как чувствует себя король Грааля — Амфортас. В ответе пришельца нет ничего утешительного — король по-прежнему болен, принятое им на ночь снадобье не помогло. Опечаленный Гурнеманц призывает всех искать травы и коренья, способные исцелить болезнь. Но тут же, безнадежно махнув рукой, признается, что никакие целебные зелья не помогут Амфортасу. По просьбе пажей он рассказывает о недуге короля.

...Еще в те дни, когда злая сила неверных грозила христианской церкви, к королю Титурелю с небес спустились ангелы. Они несли чашу Тайной вечери — священный Грааль, прощальный кубок Христа, куда с креста стекала его кровь, а также Копье Страстей, пронзившее его тело. Святыни эти были вручены Титурелю. Он поместил их в неприступный замок где поселились чистые духом рыцари, давшие клятву посвятить жизнь борьбе за добро ж справедливость. Для грешных людей путь к Граалю был закрыт.

Внизу, в долине, расположенной между замком и царством неверных, поселился раскаявшийся грешник Клингзор. Умерщвляя плоть, он мечтал приобщиться к лику святых. Но темные страсти продолжали владеть его душой, и Титурель отказался посвятить его в рыцари Грааля. Тогда, обезумев от ярости, Клингзор решил чародейством добыть себе силу и власть, равную могуществу короля Грааля. Пустынная долина превратилась по его воле в цветущие сады. Эти сады он населил девами, соблазнявшими рыцарей Грааля, толкавшими их на путь греха.

Настало время, и Титурель, достигнув преклонных лет, вручил свою державу сыну Амфортасу. Пылкий и смелый юноша решил разрушить злые чары волшебника. Взяв чудотворное копье, перед которым не мог устоять ни один чародей, он вошел в сад Клингзора. Здесь он увидел прекрасную девушку — Кундри, грешницу, беспрекословно повиновавшуюся воле Клингзора. Она очаровала юношу, и Амфортас, увлеченный ее красотой, вынустил на мгновенье из рук копье.

Этим воспользовался коварный Клингзор. Завладев копьем, он нанес юному королю страшный удар- Кровь, льющуюся из раны, нанесенной священным оружием, невозможно остановить. С той поры король терпит невыносимые муки. Исцелить его может только чистый сердцем юноша, который отнимет у Клингвора похищенную святыню и возвратит ее рыцарям Грааля...

Кончив свое повествование, Гурнеманп печально смотрит на дорогу, ведущую к замку. Пажи нарушают его задумчивость взволнованными криками: «Смотрите — Кундри! Она мчится к нам на коне по высоким облакам!».

Через мгновение девушка вбегает на лесную поляну. Освобождаясь временами от власти Клингзора, грешница стремится загладить свою вину перед рыцарями. Но стоит волшебнику призвать ее к себе, как она вновь впадает в таинственное забытье и появляется, как злой гений, в прекрасных садах Клингвора, соблазняя юношей своей необычайной красотой.

Кундри передает Гурнеманцу новый бальзам, найденный ею для Амфортаса в далекой Аравии. Старик благодарит ее, и усталая девушка тотчас засыпает под деревом. Пажи тревожно перешептываются — они не верят в добрые намерения Кундри, но Гурпеманц велит им замолчать.

На дороге, со стороны замка Грааля, появляются слуги, которые несут больного Амфортаса. Со стоном приподнявшись, он приветствует старого рыцаря. Узнав, что Кундри нашла новое целебное снадобье, король искренне обрадован. Его уносят к озеру, где Амфортас каждый день совершает омовенья. Гурнеманц грустно качает головой. Он вспоминает, что недавно Амфортас с горячей мольбой пал перед священной чашей, и она засияла дивным мерцанием. Появился бесплотный дух, который начертал на ней, как знамение небес, слова надежды: «Любовью мудрый, отрок простой, —жди его, он послан мной!»

Со стороны озера неожиданно раздаются крики. К йогам Гурнеманца падает дикий лебедь со стрелой в груди. Пажи приводят, юношу с луком в руках: он подстрелил птицу. Гурнеманц упрекает незнакомца за убийство, совершенное в священном лесу, где не должна проливаться кровь. Юношу расспрашивают о его имени и родине, но на все вопросы следует растерянное: «Не знаю...».

Пробудившаяся от сна Куидри обращается к Гурнеманцу: она знает прошлое юноши. Его зовут Парсифаль. Отец его, рыцарь Гамуред, убит в сражении. Мать — Херцелейда — воспитала мальчика в уединении глухих лесов, чтобы он не сделался рыцарем и не погиб в бою. Но, став взрослым юношей, Парсифаль покинул Хирцелейду и ушел с рыцарями, проходившими через их лес. Несчастная мать умерла с горя.

Гурнеманц взволнован: может быть, Парсифаль и есть тот избавитель, который обещан пророчествами Амфортасу?

В огромном зале старинного замка — торжественная церемония: король снимает покрывало со священной чаши. Глазам коленопреклоненных рыцарей открывается сияющий Грааль. Амфортас исходит кровью: его рана открылась при виде священного сосуда. Гурнеманц наблюдает за юношей. Нет, ни тени сострадания не появилось на лице Парсифаля! Отрок объявляется недостойным посвящения в рыцари Грааля.

Действие второе. Владения Клингзора. Глядя в магическое зеркало, волшебник видит, что Парсифаль приближается к ограда замка. Чародей заклинаниями призывает к себе Кундри: она должна очаровать юного рыцаря. Девушка всей душой противится приказу, но власть злого мага сильнее ее воли. Клипгзор взмахивает волшебным жезлом, и перед Парсифалем раскидывается роскошный сад с пальмами и диковинными цветами.

Прелестные девы окружают изумленного юношу, поют хвалу его храбрости. Прекраснее всех Кундри. Отстранив подруг, она ласково заговаривает с Парсифалем, по все ее усилия соблазнить, юношу тщетны: он находит в себе силу но поддаться волшебным чарам. Тогда коварная дева идет на хитрость: она убеждает Парсифаля, что должна передать ему прощальный поцелуй Херцелейды. Взволнованный мыслью о матери, Парсифаль целует Кундрм и вдруг ощущает жгучее сострадание. Он вспоминает о муках Амфортаса, кровь которого лилась из незаживающей раны.

Оттолкнув от себя искусительницу, юноша хочет бежать из сада. Клингзор мечет вслед рыцарю священное копье, но вдруг — о чудо! — оружие повисает в воздухе, не достигнув цели. Парсифаль овладевает им, и мгновенно волшебный сад исчезает, власти Клингзора приходит конец.

Действие третье. Заповедный лес в окрестностях замка Грааля. Весеннее солнце пробивается сквозь листву. Гурнеманц выходит из старой хижины, где он доживает свой век, и замечает лежащую на земле Кундри. Девушка стонет и мечется во сне. Старик поднимает ее, пробуждая от тяжелых сновидений.

Появляется рыцарь в черных латах и с копьем в руке. Гурнеманц убеждает незнакомца снять доспехи: в Страстную Пятницу нельзя носить оружие! Когда рыцарь снимает шлем, старик узнает Парсифаля, которого он когда-то счел недостойным посвящения в рыцари Грааля.

Юноша рассказывает о своей борьбе с Клингзором и показывает Гурпеманцу захваченное у волшебника копье. Старик, узнав в нем священную реликвию — Копье Страстей, — от всей души приветствует Парсифаля. Он говорит юноше, что рыцарей Грааля

Другие оперы:

  • К.М.Вебер "Волшебный стрелок"
  • Г.Ф.Гендель "Юлии Цезарь"
  • Г.Ф.Гендель "Ариодант"
  • К.В.Глюк "Орфей и Эвридика"
  • В.А.Моцарт "Идоменей"