Главная :: Оперные либретто :: Немецкая и австрийская опера

БЕРНАУЭРИН К.Орф




«Баварская пьеса» в двух частях
Текст К. Орфа на баварском диалекте (по исторической хронике и народной балладе о Бернауэрин).
Пьеса написана в 1944/45 гг. в память о расстрелянном в 1943г. нацистами Курте Хубере.
Первое представление состоялось 15 июня 1947г. в Штутгарте.

Действующие лица первой части:
Альбрехт — герцог Баварский и граф Фоэбургский, три молодых дворянина — друзья Альбрехта.
Каспар Бернауэр—хозяин Аугсбургских бань.
Агнес Бернауэрин — банщица-служанка.
посетители бань, мюнхенские горожане - разговорные роли
Иноземный шпильман - тенор
Тенор-соло за сценой

Действующие лица второй части:
Герцог Альбрехт, Агнес Бернауэрин — герцогиня, канцлер герцога Эрнста, рыцари со своими военачальниками, судья и стражники, мопах, два горожанина из Мюнхена - разговорные роли
Молодая служанка - немая роль
Народ, войско - хор
Ведьмы - говорящий мужской хор
Сопрано-соло, звучащее сверху.

Часть первая. Сцена первая. Аугсбургские бани Каспара Бернауэра. Богатые и знатные гости, молодые люди и девушки веселятся. Поет иноземный шпильман, потом гости запевают фривольную песенку о женских прелестях. Среди гостей — молодой герцог Альбрехт, сын правящего в Баварии герцога Эрнста. Он не сводит глаз с Агнес, дочери Каспара Бернауэра, хозяина бань. Ее красота кажется Альбрехту повиданной, неповторимой. Он дарит ей свое кольцо, а старому Бернауору бросает кошелек с золотом.

Банщик жадно пересчитывает деньги. Агнес испугана внезапным порывом герцога и оскорблена грубостью отца.

Сцена вторая. Друзья Альбрехта смеются над его выбором и предостерегают от опрометчивых поступков, которые могут вызвать гнев старого герцога-отца.

Сцена третья. Альбрехт тайно увез Агнес в свой наследственный замок Фоэбург. Никакие доводы рассудительных людей не властны над его чувством. А в Мюнхене уже поговаривают о связи Альбрехта с «банной девкой». Горожане в кабаке за пивом обсуждают поступки молодого герцога и их возможные последствия: одни одобряют горячий и независимый нрав Альбрехта, другие пророчат беды ему и всей стране.

Сцена четвертая. Ночь. Двое мюнхенских горожан с фонарем еще продолжают свои рассуждения о грядущих событиях. Речи их полны многозначительных намеков, тревожных предчувствий.

Сцена пятая. В замке Фоэбург. Альбрехт говорит Агнес о своей любви, о том, какое счастье надет их впереди, и описывает въезд герцогини Агнес в Мюнхен.

Часть вторая. Сцена первая. Снова беседуют два .мюнхенских горожанина. Опасная борьба Альбрехта за свое право любить Бернауэрин и сделать ее своей женой-герцогиней окончательно поссорила его с отцом. Старый герцог в своем негодовании готов на любую жестокость.

Сцена вторая. Альбрехт должен отправиться в поход со своим войском. Агнес прощается с ним и говорит о своей судьбе, о грустных предчувствиях, о разлуке.

Сцепа третья. Канцлер мюнхенского герцога склонился Над пергаментом. Это приговор, согласно которому Агнес должна умереть. С тяжелым сердцем, дрожащей рукой подписал старый герцог приговор, чтобы прекратить распри в стране, вызванные упрямством Альбрехта, его неравным браком, оскорбившим честь баварского рыцарства.

Сцена четвертая. Заполненная народом церковь в Мюнхене. Монах объявляет Агнес Бернауэрин ведьмой и требует расправы над ней. Несколько молодых людей прогоняют подкупленного лживого монаха, но из толпы уже несутся возгласы: «Долой ведьму!», «Спасайте Альбрехта!», «Пусть ведьма сгорит!».

Сцена пятая. Агнес ночью одна в замке. Она знает об опасности, которая ей угрожает, она просит заступничества у богоматери. Снаружи внезапно раздается стук: ломают дверь. Входят стражники, судья и монах. Именем мюнхенского герцога читают обвинение Агнес в колдовстве и смертный приговор. Агнес полна достоинства и гордости, она отрицает свою вину и обвиняет герцога в коварстве и лжи. Осознав свою обреченность, Агнес первая направляется к выходу. За ней идут остальные.

Сцена шестая. Казнь свершается за опущенным занавесом. На авансцене неистовствуют в диком шабаше ведьмы. Когда их вопли и заклинания умолкают, в наступившей тишине слышны лишь удары погребального колокола.

Сцена седьмая. Идут толпы людей, потрясенные казнью невинной Бернауэрин. Одновременно возвращается герцог Альбрехт со своими рыцарями. Альбрехт слышит имя Агнес, произносимое в толпе. Ему рассказывают о ее гибели. Альбрехт проклинает отца, он готов сжечь его замок и весь Мюнхен. Однако гонец из Мюнхена приносит весть о смерти герцога Эрнста. Альбрехт призывает Агнес, и она является его взору, высоко в облаках, на сверкающем серпе луны, — Агнес-герцогиня в короне и мантии. Потом видение гаснет.

Другие оперы:

  • К.Орф "Антигона"
  • Р.Штраус "Кавалер роз"
  • Р.Штраус "Молчаливая жинщина"
  • А.Берг "Воццек"
  • Л.В.Бетховен "Фиделио"