Главная :: Оперные либретто :: Иьальянская опера

СОМНАМБУЛА В.Биллини
(НЕВЕСТА-ЛУНАТИК)




Мелодрама в двух действиях (четырех картинах)
Либретто Ф. Романи.
Первое представление состоялось 6 марта 1831г. в Милане

Действующие лица:
Граф Родольф, владелец замка - баритон
Тереза, мельничиха - сопрано
Амина, сирота, воспитанная Терезой, невеста Ольвино - сопрано
Эльвино, крестьянин, владелец
фермы - тенор
Лиза, хозяйка гостиницы, влюбленная в Эльвино - меццо-сопрано
Алессио, крестьянин, влюбленный в Лизу - бас
Нотариус – тенор

Действие первое. Картина первая. Площадь перед гостиницей в небольшом швейцарском селении. Ясный летний день. Солнце клонится к закату. В просветы между вековыми липами видна мельница; седой поток, падая с гор, приводит в движение ее колесо. Издали слышатся звуки пастушьего рожка и радостный смех — это собирается народ на веселый праздник обручения крестьянина Эльвино и приемной дочери мельничихи Терезы — Амины.

Из дверей гостиницы выходит Лиза. Она в отчаянии: Эльвино, который еще недавно отвечал взаимностью, изменил ей и сегодня обручается с другой. Горе и ревность терзают сердце девушки. Не в силах сдержать нахлынувшие чувства, она хочет уйти... но тут появляются Амина, Тереза и вслед за ними гости. Нарядные, веселые, с цветами, они спускаются с гор: здесь и Аллесио, давний поклонник Лизы. «Нет такой в Гельвеции розы, что с Амииой может сравниться», — поет он, и все подхватывают песню, славят красоту и добродетель невесты.

Приходит нотариус, следом за ним опешит Эльвино. Теперь все в сборе, и можно начинать церемонию.

Взамен имени, фермы и земель жениха сирота Амина приносит в дар ему лишь сердце... Влюбленные клянутся в вечной страсти и верности друг другу. Пока нотариус и свидетели подписывают брачный договор, Эльвино надевает па пальчик суженой золотое колечко и дарит ей венчальный букет — ведь завтра свадьба.

Среди царящих радости и смеха никто не замечает переживаний Лизы. Все поздравляют жениха и невесту, желая им любви и счастья.

В разгар веселья слышится конский топот и перед собравшимися появляется красавец-всадник. Он спешит в замок и просит указать ему дорогу. Гостям невдомек, что молодой незнакомец — не кто иной, как пропавший без вести граф Родольф, владелец замка. Крестьяне уговаривают проезжего переночевать в селении, ведь до замка еще далеко, дорога трудна, а тьма уже спускается на землю. Он охотно соглашается остаться и повеселиться вместе со всеми на празднике.

Вскоре внимание Родольфа привлекает красота невесты. Очарованный се приветливостью, он начинает за ней ухаживать. Но внимание незнакомца к Амине и его любезности выводят из себя жениха, он ревнует и готов к ссоре. Вовремя догадливая Тереза напоминает о наступающей ночи и появившемся в окрестных местах призраке. Граф не верит в привидения, но, видя, что гости поспешно расходятся, вынужден последовать за Лизой в ее гостиницу.

Оставшись вдвоем с невестой, Эльвино осыпает ее упреками в кокетстве, но гнев его постепенно стихает, и объяснение влюбленных оканчивается клятвами в вечной верности.

Площадь пустеет, ночь и тишина сходят на землю, лишь издали доносится незамысловатая песня пастушьего рожка.

Картина вторая. Комната в гостинице Лизы. Граф Родольф наедине с собой предается приятным воспоминаниям: как прелестны женщины в этих краях, особенно Амина, она навеяла ему грезы юности и совершенно пленила своей красотой. Впрочем, хозяюшка тоже очень мила, плутовка, хоть и горда не в меру...

Размышления Родольфа прерывает Лиза, которая пришла узнать, удобно ли устроился ее гость, а заодно и предупредить, что инкогнито графа раскрыто и мэр уже собирает народ, чтобы поздравить владельца замка с благополучным возвращением па родину.

Граф раздосадован, но ненадолго: лукавые глазки Лизы приводят его в восхищение, и он расточает ей любезности... Неожиданно раздавшийся шум пугает девушку; убегая, она теряет платок.

В распахнувшемся настежь окне появляется похожий на привидение силуэт женщины в белом... «Призрак» тихо спускается в комнату, и озадаченный граф узнает в нем... Амину. В состоянии сомнамбулизма бродит она по ночам, вызывая суеверные страхи и толки. Вот и теперь девушка грезит во сне: ей чудится церковь, венчание, перед алтарем клянется она в вечной и страстной любви к Эльвипо...

Решивший было воспользоваться случаем граф отступает перед чистой и пламенной любовью Амины. «Сгубить не смею», — шепчет он и, заслышав шум и шаги на лестнице, скрывается в окне, притворяя за собой створки.

Амина, теряя силы, подходит к дивану, ложится и крепко засыпает.

В дверях показываются люди, они пришли приветствовать графа... но тише! он спит... Однако любопытство пересиливает осторожность, и, по очереди заглядывая в комнату, пришедшие убеждаются, что вовсе не граф, а какая-то женщина спят здесь... Вот так приключение! Кто она? Вопросам и догадкам нет конца...

Расталкивая окружающих, со свечой в руке, в комнату врывается Лиза, за. ней Эльвино, которого она нарочно привела сюда, чтобы он собственными глазами убедился в измене невесты.

Шум и свет будят спящую, в которой все узнают Амину... Ропот негодования и осуждения стоит в толпе: «Пусть ей стыд уделом будет, нет пощады для нее!»—слышится вокруг. Амина в смятении. Она ничего не помнит и не может объяснить, когда, как и зачем оказалась ночью в комнате графа. Беспомощная, сгорая от стыда, она вдруг замечает в толпе Эльвино и со словами любви бросается к нему, ища защиты, но он в гневе отталкивает ее. Лишаясь сил от горя и несправедливости, Амина теряет сознание в объятьях Терезы.

Действие второе. Картина первая. Лес. Тенистая дорога, ведущая к замку, лежит невдалеке от фермы Эльвино. Только что здесь прошли крестьяне, друзья Амины. Они спешат повидать графа и просить его вступиться за честь девушки, разъяснив недоразумение.

Как потерянная, бродит по лесу Амина. Цветущие липы, весело журчащий ручеек — все здесь напоминает ей о недавнем счастье, о встречах с любимым... Следом за девушкой, утешая ее, плетется Тереза.

Неожиданно из-за деревьев появляется Эльвино. Он печален. Уверенная, что и юноша страдает от разлуки с нею, Амина приближается к нему и клянется в любви и верности. В ответ на клятвы он укоряет ее в измене и проклинает тот час, когда узнал и полюбил ее. Со словами: «Прочь! Все лживо!» — Эльвино срывает с руки Амины обручальное кольцо. Тереза поддерживает полумертвую от горя девушку, а недавний влюбленный бросает в лицо Амины упрек за упреком: нет, он не опасен ей более... она может не страшиться... он не станет мстить ей за поруганную честь и разбитую жизнь, но счастлива она может быть с кем угодно, только не с ним, хотя до сих пор он все еще любит ее! В отчаянии Эльвино убегает, Тереза уводит рыдающую Амину.

Картина вторая. Тихий летний вечер. Яркая луна сказочным светом серебрит мельницу и бурный поток, который, стремительно сбегая с гор, крутит мельничное колесо. Над вспенившейся пучиной перекинут хрупкий дощатый мостик.

Алессио умоляет Лизу согласиться па брак с ним, ведь все равно Эльвино никогда не женятся па ней.

Издали доносятся голоса... Ищут Лизу... Эльвино сказал, что женится на ней, и подружки спешат поздравить хозяйку гостиницы. А вот и Эльвино. Он просит девушку забыть прошлые обиды и согласиться идти с ним к венцу. Счастливая, все проЩаот она своему неверному возлюбленному.

Незаметно в толпе появляется граф. Узнав о предстоящей свадьбе, он уговаривает Эльвино одуматься и вернуть свою любовь Амине, ведь она ни в чем не повинна, она — сомнамбула! Но никто не понимает сказанного Родольфом. «Вы не знаете, — продолжает убеждать граф, — что есть созданья, даром странным обладающие: засыпая, они без сознанья говорят и отвечают... при луне, в ночное время, всюду ходят они во сне... Это — сомнамбулы, лунатики...» Эльвино и Другие все еще не верят, — такого никто из них никогда не слыхал. Взявшись за руки, Лиза с женихом хотят уйти... в это время, привлеченная шумом, появляется Тереза. «Тише, тише, — просит она, — исстрадавшись за день, на мельнице только что уснула Амида!..» Узнав о предстоящем замужестве Лизы, мельничиха в сердцах показывает всем ее платок, найденный в комнате графа в гостинице.

Эльвино взбешен: как, и Лиза лжива! Смущенная девушка не находит слов оправдания, этот платок действительно утеряв ею в комнате графа, но...

В окне мельницы показывается, вся в белом, Амина. Сомнамбула тихо спускается на землю и вступает на шаткий мостик. Ветхий, он скрипит и колышется под ее ногами... вот-вот рухнет... Хрустнула и обломилась полусгнившая доска... еще мгновение — и девушка погибнет!.. Толпа замерла, еле сдерживая крик ужаса... Но Амина благополучно достигает берега.

Не замечая окружающих, Амина молит бога о последней встрече с Эльвино. Ее любовь бесконечна, а он не поверил ей...

Полный раскаяния и сожаления, Эльвино осторожно приближается к девушке и, встав на колени, снова надевает ей на руку обручальное кольцо. От этого прикосновения Амина пробуждается...

Видя вокруг себя радостные лица, слыша гул поздравлений, чувствуя нежное объятие и крепкий поцелуй Эльвино, она понимает, что это уже не сон и что отныне ее ожидает лишь счастье.

Другие оперы:

  • Беллини В. "Норма"
  • Верди Д. "Риголетто"
  • Верди Д. "Трубадур"
  • Верди Д. "Травиата"
  • Верди Д. "Сицилианская вечерня"