Главная :: Оперные либретто :: Иьальянская опера

МЕЛЬНИЧИХА Д.Паизиелло
(ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА)




Комическая опера в двух действиях (семи картинах)
Либретто Дж. Паломба.
Первое представление состоялось летом 1788 г. в Неаполе.

Действующие лица:
Амаранта, мельничиха - меццо-сопрано
Баронесса Евгения - сопрано
Барон Коллоандр, ее жених - тенор
Пистофолус, нотариус - баритон
Роспалоне, судья - бас

Действие первое. Картина первая. Праздничное оживление царит в замке баронессы Евгении. Сегодня должно состояться заключение брачного договора между баронессой и бароном Коллоандром.

В наступившей тишине нотариус Пистофолус зачитывает брачныи контракт, но написан он так высокопарно и запутанно, что никто не понимает его содержания.

Жених советует отсрочить торжество, с тем чтобы за это время составить новый документ, но ревнивая невеста, подозревая в предложении Коллоандра тайную цель, осыпает жениха упреками и оскорблениями.

Оставшись один, барон сетует на судьбу, чуть не связавшую его навеки с такой своенравной особой.

В это время в замке появляется мельничиха Амаранта. Пораженный красотой девушки, барон сразу забывает свои неприятности и начинает за ней ухаживать. В тот момент, когда осмелевший Коллоандр пытается поцеловать Амаранту, входит баронесса... Разгневанная увиденным, она прогоняет жениха из замка.

Юная Амаранта пленила не только барона. Напыщенно и витиевато признается ей в любви нотариус Пистофолус.

Картина вторая. Любовь Пистофолуса к прекрасной мельничихе глубока и искренна. Не подозревая этого, судья Роспалоне и барон Коллоандр, также влюбившиеся в Амаранту, поручают ему рассказать мельничихе об их чувствах. В ответ на признания девушка весело смеется и шутит — никто из поклонников не затронул еще ее сердца.

Картина третья. Узнав об измене жениха и страстно ревнуя его к Амаранте, баронесса Евгения спешит на мельницу. Подстрекаемая неудачливым и завистливым Роспалоне, она надеется захватить барона на месте преступления и отомстить ему.

Картина четвертая. Ночь. Сопутствуемый Пистофолусом, барон Коллоандр пробирается к мельнице и поет серенаду под окнами Амаранты.

Пение прерывается неожиданным приходом Роспалоне. Представитель закона требует прекратить шум и пытается разогнать влюбленных. Вслед за судьей появляется разъяренная баронесса Евгения. Коллоандр и Пистофолус в страхе прячутся на мельнице. Баронесса жаждет мести, в гневе она хочет поджечь мельницу вместо со своим неверным возлюбленным. В ужасе от услышанного, Коллоандр и Пистофолус, выпрыгнув из окна, спасаются бегством... Вдогонку им летят угрозы и проклятия обманутой баронессы.

Действие второе. Картина первая. Настойчиво ухаживает за красавицей Амарантой барон Коллоандр. Вот и теперь он явился на мельницу и докучает ей своими признаниями и комплиментами. Но приходит Пистофолус, и барон, по совету девушки, прячется в чулан.

Свидание мельничихи и нотариуса прерывает появление судьи и баронессы. Амаранта вынуждена спрятать от них поклонника в другом чулане... Роспалоне и баронесса явились, чтобы обыскать мельницу и найти Коллоандра, но ловкая мельничяха предупреждает их... Догадываясь о цели визита барбнес сы, она знакомит ее со своими мнимыми родственниками — переодетыми в крестьянские платья бароном и Пистофолусом, которые своими песнями приводят баронессу в хорошее настроепие.

Пользуясь случаем, Амаранта выпроваживает Коллоандра и Пистофолуса. Но за то короткое время, пока мельничиха отсутствовала, судья успел обыскать чулан, найти в них костюмы барона и нотариуса и обо всем рассказать баронессе Евгении.

Вновь разгневанная баронесса спешит в погоню за беглецами.

Картина вторая.
Лес. Очутившись в безопасности, барон старается выпытать у соперника, зачем тот оказался на мельнице. Но нотариус легко отводит от себя подозрения, заявив, что приходил к девушке, чтобы расхвалить ей достоинства Коллоандра...

Амаранта спешит известить своих поклонников о погоне, которую устроила за ними баронесса Евгения. Но влюбленный барон, пренебрегая опасностью, вновь одолевает девушку признаниями в любви. Ловко поддакивая ему, нотариус ухитряется в то же время намекнуть девушке на серьезность своих собственных намерений.

Амаранта отвечает, что дала слово своему покойному отцу выйти замуж только за мельника, и слово свое сдержит... Коллоандр шокирован — не может же он, барон, стать простым мельником!

Зато Пистофолус с готовностью соглашается стать мужем Амаранты, а заодно ужо и хозяином мельницы.

Картина третья. Узнав от огорченного Роспалоне о предстоящем браке Амаранты и Пистофолуса, баронесса на радостях прощает своего легкомысленного жениха, а также Амаранту и Пистофолуса. Никто теперь но препятствует тому, чтобы одновременно сыграть две веселью свадьбы.

Другие оперы:

  • Пергозели Д.П. "Служанка-госпожа"
  • Пуччини Д. "Богема"
  • Пуччини Д. "Тоска"
  • Пуччини Д. "Мадам Баттерфляй" (Чио-чио-сан)
  • Пуччини Д. "Турандот"