Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

КНЯЗЬ ИГОРЬ А.П.Бородин




Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородиным.
Первое представление состоялось 4 ноября 1890 г. в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

Действующие лица:
Игорь Святославич, князь Северский - баритон
Ярославна, его жена во втором браке - сопрано
Владимир Игоревич, его сын от первого брака – тенор
Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат княгини Ярославны - высокий бас
Кончак половецкиё хан - бас
Гзак половецкиё хан - мимическое лицо
Кончаковна, дочь хана Кончака - контральто
Овлур, крещеный половчанин – тенор
Скула, гудошник - бас
Ерошка, гудошник - тенор
Няня Ярославны - сопрано
Половецкая девушка – сопрано
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ.

Половецкие ханы, подруги Кончаковны невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит: в прологе, в I и IV действиях — в городе Путивле; во 11 и III действиях — в половецком стане, 1185 год.

Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «божьим знаменьем» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают.

Приходят попрощаться княгини и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: ее волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает ее, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие первое. Картина первая. Княжой двор Владимира Галнцкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка; шутовскими выходками они веселят всех. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галщкий выгоняет плачущих девушек и уходит. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Брошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?».

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия. С любовью думает она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце.

С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки.

Княгиня высказывает появившемуся Галицкому свое неудовольствие его поведением, Галицкий держится вызывающе, Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, князь Игорь и его сын Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности — половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе. В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана — Кончаковну. Однако все мысли ее поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним.

Проходят русские пленники, возвращающиеся с тяжелой работы.
Спускается ночь. «Радостно встречаются влюбленные — Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом, стонущей от грабежей ц пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он может, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью оп вспоминает жену и самого близкого друга — Ярославну.

Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается.

Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением от носясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем — лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что как только вырвется из плена, соберет новую рать и снова будет воевать с половцами.

По велению Кончака половецкие пленники и пленницы раз влекают Игоря восточными плясками — то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Действие третье. С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Кончак я половцы приветствуют войско. Ханы уходят делить награбленное.

Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о го ре жен и матерей. «Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей», — обращаются они к Игорю. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей — для князя, княжича . и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она. молит Владимира остаться или взять ее с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: «Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей». Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!».

Действие четвертое. В Путивле на городской стене Ярославла оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждет от них ответа — где Игорь, что с ним.

С тоскою смотрит Ярославна вокруг — на выжженные села, заброшенные пашни; болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян.

Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней! Хмельные Скула и Брошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь.

Народ величает князя Игоря.

Другие оперы:

  • Верстовский А.Н. "Аскольдова могила"
  • Глинка М.И. "Иван Сусанин"
  • Глинка М.И. "Руслан и Людмила"
  • Даргомыжский А.С. "Русалка"
  • Даргомыжский А.С. "Кменный гость"