Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

ХОВАНЩИНА М.П.Мусоргский




Народная музыкальная драмав пяти действиях (шести картинах)
Сюжет оперы основан на исторических исследованиях и подлинных документах XVII в. Либретто написано самим композитором.
Работу над оперой прервала смерть Мусоргского. Последнее действие (по наброскам Мусоргского), редакция и инструментовка всей оперы принадлежат II. А. Римскому-Корсакову.
Впервые опера исполнена 21 февраля 1886г. па частной сцене в Петербурге.

Действующие лица:
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов - бас
Князь Василий Голицын - тенор
Князь Андрей Хованский - тенор
Боярин Шакловитый - баритон
Досифей, глава раскольников - бас
Марфа, раскольница. - меццо-сопрано
Сусанна, старая раскольница - сопрано
Подьячий - тенор
Эмма, девушка из немецкой слободы - сопрано
Пастор - баритон
Варсонофьев, приближенный Голицына - бас
Кузька, стрелец - баритон
1-й стрелец - бас
2-й стрелец - бас
3-й стрелец - тенор
Стрешнев, боярин - тенор
Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ.

Действие происходит в Москве в XVII веке.

Действие первое. Красная площадь в Москве. Чуть светаетБоярин Шакловитый диктует донос на князей Хованских, замысливших взять власть в свои руки. Подьячий неохотно, за большую мзду согласился настрочить донос: страшны стрельцы, полные хозяева Москвы. Вон какой столб — память о расправах с неугодными — они поставили на площади.

Появляются пришлые люди. Узнав о злодеяниях стрельцов, они останавливаются в тяжком раздумье о будущем Руси.

Слышны приветствия — это стрельцы встречают своего предводителя Ивана Хованского громкой славой. Сын же его, Андрей, в это время далек от замыслов отца: лаской и угрозой он пытается добиться расположения немецкой девушки Эммы. Сопротивление Эммы вызывает у Андрея вспышку ярости, — теперь девушке суждено было бы погибнуть от ножа княжича. Но ее спасает раскольница Марфа, прежняя зазноба Андрея, неотступно следящая за неверным. Сцепу эту застает Иван Хованский; он сам непрочь взять себе Эмму. Ссору отца и сына прекращает Досифей, глава раскольников.

Действие второе. Кабинет князя Василия Голицына. Князь жаждет власти, но не может решиться на мятеж. Страх перед царской немилостью парализует его волю. Желая заглянуть в будущее, зовет он гадалку.

Марфа предсказывает ему опалу.

Князь, чтобы не распространились слухи, приказывает слуге утопить гадалку на болоте.

Собираются противники Петра — Иван Хованский, Досифей. Голицын и Хованский оба претендуют на главенство. Разгорается ссора. Ее прекращает Досифей — надо искать решение судьбы Руси.

Запыхавшись вбегает Марфа. Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы. Страшную весть — Петр знает о заговоре и повелел с ним покончить — сообщает заговорщикам Щакловитый.

Действие третье. Картина первая. Стрелецкая слобода. Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе. Песню Марфы слышит старая раскольница Сусанна. Она злобно грозит Марфе судом, отлучением от церкви. Марфе ненавистна глупая фанатичка. Рассказом о пылкой любви она приводит Сусанну в бешенство. Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу.

Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, по причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. С видом насмерть запуганного он сообщает стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых. Растерянные стрельцы молят Ховапского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам.

Картина вторая. Терем Ивана Хованского. Князь ищет забвения в развлечениях — в веселых песнях, диковинных плясках персидок. Слуга Голицына предупреждает об опасности. Упрямый князь велит высечь слугу, — кто осмелится потревожить его в собственной вотчине!

Появляется Шакловитый. От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет. Чванливый Хованский торжественно, под величальное пение облачается в парадные одежды. Князь не успевает переступить порог — наемный убийца поражает его кинжалом.

Действие четвертое. Сбылось предсказание Марфы — князя Голицына отправляют в ссылку. И остальных противников Петра не минет расправа: на Красной площади назначена казнь стрельцов, к раскольничьему скиту посланы рейтары.

Всеведущая Марфа хочет укрыть князя Андрея от казни. Но Андрей не верит в провал заговора. Он трубит в рог, чтобы созвать стрельцов. Тщетно. Никто не отзывается. А когда Хованский видит, как стрельцов ведут на казнь, он понимает, что гибель неотвратима. Спастись, любой ценой спастись! Марфа увлекает его в скит.

Тем временем стрельцам, положившим уже головы на плахи, от имени Петра боярин Стрешнев читает указ о помиловании.

Действие пятое. Ночь. Лесная поляна недалеко от скита. До-сифей один. Ему ясна обреченность раскольников. Трудно решиться на страшный шаг — самосожжение, но иного выхода нет. О том же говорит Андрею Марфа. Правда, для нее самосожжение — единственная возможность снова быть вместо с любимым.

Вся братия готова во имя веры предать себя огню. И когда добираются до скита рейтары, их взорам предстает полыхающий, как гигантский костер, скит.

Другие оперы:

  • Мусоргский М.П. "Сорочинская ярмарка"
  • Рахманинов С.В. "Алеко"
  • Рахманинов С.В. "Скупой рыцарь"
  • Рахманинов С.В. "Франческо да Римини"
  • Римский-Корсаков Н.А. "Псковитянка"