Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

ПСКОВИТЯНКА Н.А.Римский-Корсаков




Опера в трех действиях (шест картинах)
Написана на текст одноименной драмы Л. А. Мея. Премьера состоялась 13 января 1873г. в Мариинском театре в Петербурге.

Действующие лица:
Царь Иван Васильевич Грозный - бас
Князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове - бас
Боярин Никита Матута - тенор
Князь Афанасий Вяземский - бас
Бомелий, царский лекарь - бас
Михаил АндреевичТуча, посадничий сын - тенор
Юшко Велебин, гонец из Новгорода - бас
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова - сопрано
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги - сопрано
Власьевна - меццо-сопрано
Перфильевна - меццо-сопрано
Голос сторожевого - тенор
Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, Опричники, московские стрельцы, сенные девушки, народ.

Действие первое. Картина первая. Псков 1570 года, В саду князя Токмакова девушки, подруги Ольги, затеяли игру в горелки. Смеркается. Старые мамки Власьевна и Перфильевна тихонько беседуют между собой, поглядывая на молодежь. Одна Ольга не принимает участия в веселой игре. Она грустит о своем килом — посадничьем сыне Михаиле Туче. Девушки увлекают ее с собой собирать малину. Тем временем Перфильевна пытается выведать у Власьевны, правда ль люди говорят, что Ольга — «но княжеская дочь, но выше подымай». Власьевна недовольно отмахивается и переводит разговор на другое. Уж больно беспокойные вести слышны из Новгорода. «Царь Иван прогневаться на Новгород изволил... пришел со всей опричниной. Казнит всех без разбору, без жалости, без милости казнит». Возвращаются девушки. Они просят Власьевну рассказать им сказку про царевну Ладу.

Власьевпа соглашается, а в это время Стеша, подруга Ольгиотводит княжну в сторону и передает весточку от Михаилы. Сегодня вечером Туча придет в сад повидаться с Ольгой. Повеселев, Ольга присоединяется к остальным девушкам.

Неожиданно раздается резкий свист, а затем слышится песня Тучи. Власьевна уводит девушек в дом.

Михаиле пришел проститься с любимой. Ведь Ольга просватана старому Матуте, и не Михаиле, бедному посадничьему сыну, тягаться со знатным боярином. Туча хочет уехать в Сибирь и, вернувшись во Псков богатым, с мехами и серебром, просить у князя Токмакова руки Ольги. Ольга умоляет его остаться. Она обещает упросить отца дать согласие на их свадьбе. На крыльце терема показываются князь Юрий и Матута. Туча быстро скрывается, Ольга прячется в густых кустах черемухи и невольно слышит разговор, который ведут отец и Матута.

Токмаков рассказывает будущему зятю семейную тайну. Ольга не дочь ему. Мать ее — Вера Шелога, сестра жены Токмакова, а отец Ольги неизвестен. Вдали раздаются удары колокола: это набат сзывает псковичей на вече. Князь и Матута поспешно уходят. Потрясенная услышанным, Ольга медленно выходит из кустов. Смятение в ее душе словно перекликается с тревожным гулом колоколов. «Не к добру звонят, — задумчиво произносит она, — то мое хоронят счастье».

Картина вторая. Ночь. Торговая площадь во Пскове. В центре — вечевое место. Отовсюду сюда стекаются толпы парода. Гонец из Новгорода сообщает, что Новгород пал и грозный царь идет с опричниной на Псков. Токмаков пытается успокоить народ и предлагает встретить царя хлебом-солью. Но вот вперед выступает Туча. Он призывает псковичей отстоять волю и независимость родного города. Часть народа присоединяется к нему и уходит в псковские леса. Замирает вдали боевая песня псковской вольницы, и под гулкие удары вечевого колокола народ начинает медленно расходиться.

Действие второе. Картина первая. Большая площадь во Пскове перед теремом князя Токмакова. На площади толпится народ. Выносят и накрывают столы, готовясь, по совету Токмакова, встретить царя Ивана хлебом-солью да хмельною брагой. Однако нет в этих приготовлениях радостного оживления, Народ Пскова полон гнетущего ожидания:

Грозен царь идет во великий Псков.
Будет кара нам, казнь лютая!..
Ой, не выплакать нам его милости...

Слышны звуки рогов. Это приближается к городу царское шествие. Площадь постепенно пустеет.

На крыльце терема появляются Ольга и Власьевиа, Княжна все еще под впечатлением нечаянно подслушанных слов Токмакова. С грустью вспоминает она, как ребенком ездила на могилу к названой матери, не подозревая, что рядом покоится родная мать. Власьевна пытается успокоить девушку: верно, этим признанием князь хотел избавиться от неугодного жениха — Матуты, Но Ольга не хочет ее слушать. Странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением ждет она появления царя. Между тем на площади показывается царское шествие, дружина, сопровождаемая и приветствуемая жителями Пскова, и, наконец, верхом на коне в окружении опричнины па площадь выезжает сам Иван Грозный.

Картина вторая. В доме Токмакова принимают царя. Грозный раздражен и подозрителен. Ему всюду мерещится измена. Из сеней выходят Ольга, Стеша, Власьевна и сенные девушки. Они несут подносы со всякими яствами. Потупив глаза, Ольга подносит грозному царю чарку меда. Но он недоверчиво отстраняется и требует, чтобы сначала этого меда отведал сам хозяин дома. Токмаков пьет за здоровье царя, и тогда, повеселев, царь Иван принимает угощение. «Ну, поднеси теперь и мне, — обращается он к Ольге, — да не с поклоном только, с поцелуем»., Ольга поднимает голову и прямо, без страха смотрит в лицо царю. Грозный поражен необыкновенным сходством девушки с Верой Шелогой. Он пробует скрыть волнение за шутливыми речами, но светлый, открытый взгляд Ольги покоряет его. Грозный растроганно целует девушку, дарит ей перстень и приглашает погостить в Москве.

Оставшись наедине с Токмаковым, царь спрашивает, как звали мать Ольги. Токмаков не скрывает правды. Ольга — дочь Веры Шелоги, а «грех ее покойница хозяйка своею честью девичьей покрыла, хоть и была моей невестой», — говорит он Грозному. Боярин Шелога не поверил жене и ушел снова воевать с немцами, а Вера с горя потеряла рассудок и умерла.

Рассказ Токмакова производит на Грозного большое впечатлогшо: слишком много воспоминаний всколыхнул он в душе царя.

«Да престанут все убийства, — восклицает он. — Много кропи. Притупим мечи о камень. Псков хранит господь!»

Действие третье. Картина первая. В густых лесах Псковщины пролегла дорога в Печерский монастырь. Вечереет, Нудили доносится пение. Девушки идут лесом на богомолье. Немного поодаль от них идет Ольга: она поджидает своего жениха, и вскоре Михаиле Туча нагоняет ее. Ольга уговаривает Тучу вернуться во Псков, но тот отказывается наотрез. Он зовет люГшмую разделить с ним «жизнь вольную, беззаботную». Ольга согласна. Теперь, когда она узнала, что князь Юрий — не отец ей, ужо ничто более не связывает ее с Псковом. Неожиданно из лису выходит Матута в сопровождении слуг. В неравной схватке.

Туча ранен и лишается чувств. Слуги „насильно уводят с собой Ольгу.

Картина вторая. На крутом берегу реки Медедни расположилась царская ставка. Тихая лунная ночь. Все погружено в сон, не спится лишь царю Ивану. Встреча с Ольгой, охота в псковских лесах разбудили мысли о прошлом. Нахлынули воспоминания, и пригрезилась царю красавица Вера Шелога — мать Ольги.

Раздумье царя нарушено появлением опричника. Царские слуги задержали Матуту, который хотел похитить Ольгу. Гневу царя нет предела, но Матута пытается отвлечь внимание Гроз-лого. Он говорит, что задержал Ольгу во время свидания с «ослушником воли царской» — Тучей. Царь велит привести Ольгу. Она падает царю в ноги и умоляет защитить ее от посягательств Матуты, а Тучу помиловать. С доверчивой откровенностью она рассказывает царю, как еще ребенком привыкла повторять перед сном слова молитвы: «Господи, помилуй отца и государя моего!». Грозный растроган.

Внезапный шум и громкие крики нарущают их беседу. Снаружи слышится голос Тучи. Он пришел с отрядом, чтобы освободить Ольгу. Разгневанный этой дерзкой вылазкой, царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу взять живым и привести к нему. Ольга хочет бежать из шатра, но Грозный удерживает ее. Вольница перестреляна. Одному лишь Туче удалось уйти от царских слуг. Ветер доносит до слуха Ольги его прощальные слова. Не в силах более сдерживать себя, она выбегает из царского шатра — и падает, сраженная шальной пулей. Царская дружина медленно вносит тело Ольги и опускает на ковер. Грозный в страшном волнении склоняется над ней. Он не хочет верить СБОИМ глазам: Ольга, его дочь, мертва!

Ставка постепенно наполняется псковичами, оплакивающими падение вольницы и гибель Ольги. Звучат мудрые слова народа, призывающие прекратить кровавую распрю во имя высшей цели — объединения земли русской.

Другие оперы:

  • Римский-Корсаков Н.А. "Майская ночь"
  • Римский-Корсаков Н.А. "Снегурочка"
  • Римский-Корсаков Н.А. "Млада"
  • Римский-Корсаков Н.А. "Ночь перед рождеством"
  • Римский-Корсаков Н.А. "Садко"