Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

ДЕМОН А.Г.Рубинштейн




Опера в трех действиях (семи картинах)
Либретто П. А. Висковатова по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.
Впервые исполнена 25 января 1875 г. в Петербурге, в Мариинском театре.

Действующие лица:
Демон - баритон
Тамара - сопрано
Гудал - бас
Синодал - тенор
Няня - альт
Ангел - меццо-сопрано
Гонец - тенор
Старый слуга - бас
Адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.
Действие происходит в Грузии.

Действие первое. Картина первая — пролог. В горах Кавказа свирепствует буря. По небу несутся черные тучи, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твердо: их покой вихрь возмутить не может.

В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая черная тень — это Демон, изгнанник рая, проклятый богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушенья на земле ему скучно: ведь все покорно его желанью иль повеленью. Величественная природа не вызывает его восхищения; Демону ненавистен весь мир.

Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощен. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой, как и без борьбы, нет настоящей жизни? С негодованием отвергает Демон мысль о примирении с небом.

Картина вторая. Вот перед Демоном — иная картина: живописная долина реки Арагвы. На берегу старинный замок князя Гудала. К Арагве за водой идут девушки; среди них дочь Гудала, Тамара.

С волнением смотрит Демон на юную княжну — своей красотой она напомнила ему тех, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил... Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с таким упоением танцует, а ее движения так грациозны... Демон не может отвести взора от красавицы.

Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха — князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Что за голос чудится ей вдруг? Кто зовет ее с собой в «надзвездные края», обещая вечность и власть над миром? Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

Картина третья. По горным дорогам движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра.

Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, — это убережет путников от несчастья. Но жениху -не до молитвы: в его мыслях — только Тамара. Поскорей бы увидеть ее, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь и ней!

Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется темная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары.

Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен.
В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный темный призрак.

Действие второе. Картина четвертая.
Большой празд, ник сегодня в замке Гудала — старый князь выдает замуж свою дочь Тамару. Рекой льется вино, звучат веселые песни, танцует молодежь. Жениха еще нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полдень.

Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара; ее мыслями владеет иной образ... Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста — «конец всему, конец мечтам любви»!
В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара же словно застыла в горе. И вот ей кажется, будто кто-то зовет ее.

К чему слезы, — говорит таинственный утешитель, — они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко — в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри, как спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит. Думай о них в те минуты, когда грустно на душе, и ты забудешь все земные огорченья. — И снова неведомый «вольный сын эфира» сулит Тамаре власть над миром.

«Кто ты?» — спрашивает девушка, но не получает ответа. Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Его неземная красота и дивные речи очаровывают юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда убит жених?

В смятении Тамара просит отца отпустить ее в монастырь.

Действие третье. Картина пятая. Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно — быть вместе с красавицей, найти обновление в ее любви. Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра.

Ангел пытается преградить Демону дорогу, но, пораженный его решимостью, отступает.

Демон входит в монастырь.

Картина шестая. Обитель спит, только в одном окне мерцает огонек. Это келья Тамары. Девушка не нашла в монастыре ни желанного покоя, ни забвения. И здесь ее неотступно преследует все тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит «голос сладких речей», зовущий в неведомое... Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждет...

И вот — наконец-то!

Радостное волнение сменяется страхом: кто же он? Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе — дух зла, враг небес, которого клянет все живущее на земле. Но с тех пор, как узнал Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла бы возвратить Демона добру и небесам. Впрочем, что ему небеса; его рай в очах Тамары.

Монахиня смущена: опасно слушать такие речи — бог все слышит! Демон только усмехается в ответ: бог «занят небом, не землей». «А наказанье, муки ада?» — «Так что ж, ты будешь там со мной!»

Горячие, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить «страдальцу»... пусть только он даст клятву забыть злые помыслы. О, Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться... В этом он клянется всем, чем угодно.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю... Но в это время раздается звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих творца. Оно звучит предостережением. Сомнения вновь овладевают Тамарой.

Демон убеждает: она одна может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда он возьмет ее с собой в надзвездные края, и она будет царицей мира. У ног Тамары дух зла ждет обновления и любви. И девушка уступает; но от первого же поцелуя Демона она падает мертвой.

Эпилог. Ангел возвещает: Тамара любовью и страданиями искупила свои сомненья; рай открыт для нее. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья.

В ярости Демон проклинает весь мир.

Картина седьмая — апофеоз. Сонм ангелов уносит Тамару в небеса, к вечному блаженству.

Другие оперы:

  • Чайковский П.И. "Опричник"
  • Чайковский П.И. "Евгений Онегин"
  • Чайковский П.И. "Орлеанская дева"
  • Чайковский П.И. "Мазепа"
  • Чайковский П.И. "Пиковая дама"