Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

ОПРИЧНИК П.И.Чайковский




Опера в четырех действиях (пяти картинах)
Либретто написано П. И. Чайковским по одноименной трагедии И. И. Лажечникова.
Премьера состоялась 24 апреля 1874г. в Мариинском театре в Петербурге.

Действующие лица:
Князь Жемчужный - бас
Наталья, его дочь - сопрано
Моячан Митьков, жених Натальи - бас
Боярыня Морозова, вдова - меццо-сопрано
Андрей Морозов, молодой опричник - тенор
Басманов - альт
Князь Вязьминский - баритон
Захарьевна, мамка Натальи - сопрано
Народ, опричники, сенные девушки, слуги Жемчужного, Действие происходит в Москве во время опричнины.

Действие первое. В доме князя Жемчужного важный гость — богатый старец Молчан Митьков. Он пришел по весьма деликатному делу; дочь Жемчужного Наталья давно тревожит его сон будит угасшие страсти; поэтому Молчан и решает просить у князя ее руки. Это желание столь велико, что даже отсутствие за невестой приданого не является для него препятствием... Корыстолюбивый князь с радостью соглашается на этот лестный, По его мнению, для дочери брак.

С уходом счастливого жениха в саду появляется печальная Наталья с девушками. Скучно им в душном тереме, где время тянется монотонно и однообразно, без радости и веселья. Спрятавшись в кустах от любопытных ушей, они просят мамку Натальи — Захарьевну — рассказать сказку о любви: «Коль нет в любви для нас отрады, тан мы любви хоть в сказке рады...».

В это время в сад приходит возлюбленный Натальи боярин Андрей Морозов, разоренный и вместе с матерью лишенный собственного крова кознями жестокого князя. С ним несколько опричников, приглашенных Андреем на случай столкновения с Жемчужным. Желая отомстить обидчику за причиненные страдания и помочь Наталье высвободиться из-под власти деспотичного отца, Морозов и сам помышляет о вступлении в опричнину.

«...Не жди Наталью, — торопит его опричник Басманов, — что время попусту терять... ты к матушке спеши, благословенья у ней ты вымоли, а там... и в слободу». «Ты прав», — соглашается с ним Андрей, удаляясь из сада, так и не повидавшись с тоскующей о нем Натальей.

Действие второе. Картина первая. Измученная неотступными преследованиями князя Жемчужного, безутешно горюет о своей судьбе мать Андрея — боярыня Морозова. Смерть мужа («Он был и лучше и честней, и родовитее и краше, и доблестнее всех людей!..»), посыпавшиеся вслед за этим оскорбления и издевательства князя («Забыв его щедроты, над прахом дорогим глумясь, презренный, жалкий и жестокий меня гнетет Жемчужный-князь!»), постоянные опасения новых интриг против единственного сына («О боже, сына сохрани, от зла и бедствий защити»)—все это окончательно сломило ее волю и былое спокойствие. С бесконечным самоотречением готова боярыня снести нанесенные ей обиды, лишь бы злая воля Жемчужного не коснулась Андрея. С недоверием и боязнью смотрит она на деньги, принесенные им от опричника Басманова. Лишь слова сына: «Басманов мне клянется, что отец ему их дал, как воевали вмеви, запекшейся на деньгах опричников, заставляет ее предостеречь сына от дружбы с убийцами его отца. Понимая, что мать не даст ему свое благословение, Андрей решает скрыть от нее желание стать опричником. Он клянется отомстить за смерть отца.

Картина вторая. В царских хоромах Александровской слободы пируют «потрудившиеся» опричники во главе с князем Вязьминским. Вошедший Басманов сообщает о приказе царя принять на службу Андрея Морозова: «Тебе велит он, князь, принять присягу и приласкать его».

«Ты смеешься надо мной?» —восклицает Вязьминский: Андрей Морозов — сын его лютого врага, «сын ненавистника и рода моего, и самого меня»... Обуреваемый жаждой расправы над ним, Вязьминский заставляет Андрея дать страшную клятву. Преодолевая жестокие колебания и муки, помышляя лишь о мести за отца, Андрей отрекается от матери...

Довольный причиненным Морозову страданием, князь Вязьминский лицемерно ободряет его и приглашает принять участие в пирушке.

Действие третье. На одной из московских площадей, перед церковью собрался народ. Люди жалуются на разбой опричников и попустительство царя.

Томясь горькими предчувствиями, пришла молиться о благополучии сына Морозова. С криками «опричница поганая» вокруг нее собираются мальчишки. С недоумением слушает их боярыня, благодарит людей, заступившихся за нее.

Неожиданно на шею Морозовой бросается Наталья — она убежала из родного дома и просит защиты у матери любимого. Страшась силы князя и его преданной челяди, Морозова убеждает девушку забыть Андрея и вернуться домой. Но Наталья готова скорее умереть, чем снова оказаться в ненавистной ей неволе. Появившийся князь велит приспешникам связать дочь. Напрасно Наталья умоляет отца примириться с ее любовью к Андрею; отчаянные просьбы дочери, увещевания и предостережения Морозовой лишь еще сильнее распаляют гнев Жемчужного...

Вбежавшие во главе с Басмановым и Андреем опричники предотвращают готовившуюся расправу. Увидев сына среди них, потрясенная его предательством, Морозова проклинает Андрея.

Басманов дружески советует ему искать суда у царя, просить об отмене данной Андреем клятвы.

Действие четвертое. На свадебном пиру Андрея и Натальи шумно веселятся опричники и гости, желая молодым богатства, счастья и любви. Отпущенный царской милостью из опричнины, Андрей прощается с товарищами. А Наталья, полная тревожных мыслей, торопит время: до полуночи ее возлюбленный еще связан законами опричнины, а потом... «лишь пройдет час ночной, и, как вольные птицы на небе, в край родной улетим мы с тобою».

Неожиданно на пиру появляется князь Вязъминский. Он передает приказ царя, много слышавшего о красоте Натальи, привести к нему княжну. «Одну княжну он хочет видеть, одну княжну», — насмешливо повторяет Вязьминский. Стремясь защитить честь своей невесты, Андрей непоколебимо решает идти вместе с ней. Грозные предупреждения Вязьминского и уговоры Басманова не могут сломить его решимость. Молодые готовы скорей умереть, чем подвергнуться оскорблению. В отчаянии Андрей проклинает опричнину, проклинает царя. Этого Иван Грозный не простит: «Твой час настал», — говорит Андрею Басманов.
Радуясь наступающей развязке, Вязьминский приказывает привести Морозову на казнь сына. Увидев Андрея на плахе, Морозова падает замертво.

Другие оперы:

  • Чайковский П.И. "Евгений Онегин"
  • Чайковский П.И. "Орлеанская дева"
  • Чайковский П.И. "Мазепа"
  • Чайковский П.И. "Пиковая дама"
  • Бородин А.П. "Князь Игорь"