Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН П.И.Чайковский




Лирические сцены в трех действиях (семи картинах)
Либретто написано П. И. Чайковским и К. С. Шиловским по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.
Премьера состоялась 29 марта 1879г. в Москве, в помещении Малого театра, силами учащихся Московской консерватории.

Действующие лица:
Ларина, помещица - меццо-сопрано
Татьяна, дочь - сопрано
Ольга, дочь - контральто
Фипиппьевна, няня - меццо-сопрано
Евгений Онегин - баритон
Ленский - тенор
Князь Греми - бас
Ротный - бас
Зарецкий - бас
Трике, француз - тенор
Гильо, камердинер - без речей

Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры.
Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных; помещичий дом с террасой, выходящей в старый запущенный сад. Недалеко от дома, под деревом, хозяйка варит варенье; ей помогает старушка няня. А из дома доносится пение дочерей Лариной — всегда задумчивой, мечтательной Татьяны и шаловливой хохотушки Ольги. Их юные голоса напоминают матери и няне далекую, ушедшую в прошлое молодость.

Вечереет. Крестьяне, окончившие жатву, по старинному обычаю, приносят барыне разукрашенный сноп.

Неожиданно являются гости: сосед Лариных, молодой восторженный поэт Ленский — жених Ольги, страстно влюбленный в нее с детских лет, и его друг Онегин — холодный, надменный франт, недавно приехавший в свое имение из Петербурга. Приезд гостей вносит смятение. Все волнуются, с радостью и интересом встречая нового в поместье человека. Молодежь вскоре отправляется в сад. Ольга увлечена разговором с Ленским; Татьяна необыкновенно смущена вниманием, которое оказывает ей столичный гость.

Картина вторая. Комната Татьяны, скромно обставленная старинной мебелью; ночь... Татьяна вся полна новым чувством, так неожиданно захватившим ее. Напрасно Филиппьевна старается развлечь свою воспитанницу, рассказывая ей о старине. Татьяна плохо слушает и, наконец, просит няню оставить ее одну. Все ее мысли заняты Онегиным, который своим разговором, резкостью и необычностью суждений покорил воображение провинциальной девушки. Татьяна влюблена; она не сомневается, что Онегин — тот человек, которого она втайне ждала всю свою жизнь. «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты мне был уж мил...» — доверчиво поверяет она свое чувство в письме к нему.

...Целая гамма переживаний сменяется в эту ночь в душе Татьяны. Незаметно наступает рассвет. «Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю!»

По просьбе Татьяны, Филиппьевна посылает внука передать письмо Онегину.

Картина третья. В саду усадьбы Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Сюда же в страшном смятении вбегает Татьяна — приехал Онегин: он получил ее письмо!.. Мучительное раскаяние охватывает девушку: «Ах, для чего, стенанью вняв души больной, не в силах совладать с собой, ему письмо я написала!». Но поздно!—Онегин уже здесь, в саду... С холодным достоинством читает он нравоученье Татьяне: «Учитесь властвовать собой: не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет!».

Действие второе. Картина первая. Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, тут раздражает все — старомодные наряды гостей, их провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского: «Зачем приехал я на этот глупый бал? Я не прощу Владимиру услугу эту!». Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, наслаждаясь ревностью и страданием друга. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на спокойный, иронический тон Онегина, в пылу негодования, вызывает его на дуэль.

Картина вторая. Ранним морозным утром прибыл к месту дуэли Ленский. «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит...»— с тоской и болью думает он о предстоящем поединке. Вместе с Ленским ожидает приезда Онегина секундант Заревкий. Наконец Онегин является, все готово к дуэли, но недавние друзья медлят — оба понимают всю случайность, всю нелепость происходящего: «Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука, не разойтись ли полюбовно?». Но нет! Секунданты разводят противников на свои места, Зарецкий дает знак сходиться. Онегин стреляет первым; Ленский падает. Бросившийся к нему Онегин с ужасом видит, что его друг мертв.

Действие третье. Картина первая. Бал в одном из аристократических домов Петербурга. В числе приглашенных князь Гремин — ветеран русских войн, благосклонно принятый царским двором.

Здесь, на великосветском празднестве, встречает он Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин несколько лет не был в Петербурге; он не знает, что Гремин женат: «Давно ли?»—«Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной Татьяне».

Гремин представляет друга своей жене. Онегин поражен: он с трудом узнает в этой светской, полной благородства и достоинства даме прежнюю девочку, которой он когда-то читал нравоученья. «Увы, сомненья нет, влюблен я! Влюблен, как мальчик, полный страсти юной!»—с волнением признается себе Онегин.

Картина вторая. Много дней подряд искал Евгений встречи с Татьяной, много слов любви сказал в своих письмах к ней, но... ответа нет. Увлеченный своим чувством, Онегин решает пренебречь правилами света и явиться в ее дом без приглашенья.

Неожиданно войдя в комнату княгини Греминой, он видит прежнюю Таню, склонившуюся над его письмами и плачущую над ними. Потрясенный Онегин бросается на колени, но «прошлого не воротить!». Татьяна просит оставить ее: «Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна». Онегин, наконец, понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.

Другие оперы:

  • Чайковский П.И. "Орлеанская дева"
  • Чайковский П.И. "Мазепа"
  • Чайковский П.И. "Пиковая дама"
  • Бородин А.П. "Князь Игорь"
  • Верстовский А.Н. "Аскольдова могила"