Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА П.И.Чайковский




Опера в четырех действиях (шести картинах)
Либретто написано П. И. Чайковским. В основу либретто положены одноименная драма Ф. Шиллера (в переводе В. А. Жуковского), драма Ж. Барбье «Иоанна д'Арк» и либретто оперы О. Мерме «Жанна д'Арк».
Премьера состоялась 25 февраля 1881 г. в Мариинском театре (Петербург) под управлением Э. Ф. Направника, которому композитор и посвятил свое произведение.

Действующие лица:
Карл VII, король - тенор
Архиепископ - бас
Дюнуа, французский рыцарь - баритон
Лионель, бургундский рыцарь - баритон
Тибо д'Арк, крестьянин - бас
Иоанна д'Арк, его дочь - сопрано
Раймонд, ее жених - тенор
Бертран, старый крестьянин - бас
Воин - бас
Агнеса Сорель - сопрано
Голос соло в хоре ангелов - сопрано

Кавалеры и дамы двора, воины французские и английские, рыцари, монахи, цыгане и цыганки, пажи, шуты, карлики, менестрели, палачи, народ.

Действие первое. На площади перед церковью, у заветного дуба собрались деревенские девушки. Легкомысленно забыв о постигшем Францию несчастье, они украшают дерево венками и поют веселые песенки. Это несвоевременное веселье раздражает старика Тибо д'Арк. Он поглощен мыслями о страшных бедах, грозящих народу, и о судьбе дочери. Желая уберечь Иоанну от неизбежных опасностей, Тибо решает отдать ее замуж за Раймонда, в котором видит надежного защитника. Но Иоанна противится решению отца: она предчувствует иную судьбу, предопределенную ей свыше.

Горизонт пылает заревом пожара. Доносятся тревожные удары набата. С криками и плачем со всех сторон бегут в деревню крестьяне, согнанные врагом с обжитых мест. Старый крестьянин Бертран рассказывает о падении Парижа и об осаде таинственным и непобедимым вождем англичан Салисбюри Орлеана — городу угрожает неизбежная гибель. Охваченный страхом народ молится о спасении, а Иоанна д'Арк, влекомая верой в свое особое.

Действие второе. В замке Шинон, забросив все дела и обо всем забыв, развлекается король Карл VII. Пение менестрелей сменяется плясками цыган, пажей и скоморохов, но дела короля так плохи, что ему нечем, отблагодарить их: казна его пуста, а ожидаемое падение Орлеана грозит и полным разорением. Напрасны усилия рыцаря Дюнуа разбудить королевское честолюбие и любовь к страдающему отечеству. Ни увещевания, ни пугающая перспектива гибели и позора не могут отвратить Карла от любви к Агнесе — любви, парализовавшей волю и раздвоившей стремления. Он готов забыть бедствия отчизны, пожертвовать славой и богатством ради наслаждений...

Внезапно в зале появляется рыцарь Лоре, смертельно раненный в бою. Он с трудом приближается к королю, умоляя его поспешить к своим полкам — «Еще надежда есть... их мужество воспрянет!»—и, потеряв последние силы, умирает у его ног. Напуганный неожиданным присшествием, Карл окончательно падает духом и отдает придворным приказ готовиться к бегству. Услышав это, Дюнуа отрекается от короля («Прости! Монарха нет у нас! Я не слуга твой...») и уходит, чтобы с честью погибнуть в развалинах Орлеана. Лишь Агиеса, утешая Карла, обещает разделить с ним горести и муки, выпавшие на его долю, и король совершенно успокаивается.

Неожиданно доносятся трубные звуки и крики народа; поспешно возвращается Дюнуа; приходят архиепископ и придворные. Королю сообщают о победе французского войска и бегстве врага, но он не решается этому верить. Архиепископ подтверждает рассказ о «славной деве», в критическую минуту вырвавшей победу из рук англичан.

Явившись в замок в сопровождении множества рыцарей и толпы народа, Иоанна д'Арк рассказывает королю о прочитанной ею воле неба, сделавшего ее орудием освобождения. Счастливый король ставит Иоанну во главе всего войска.

Действие третье. Картина первая. На поле битвы Иоанна д'Арк встречается с Лионелем, бургундским рыцарем, предавшим родину. Между ними завязывается жаркая схватка. Обезоружив рыцаря, Иоанна заносит меч над головой обреченного, но в этот момент яркий луч луны падает на лицо изменника. Пораженная его красотой, Иоанна опускает меч и предлагает ему бежать. «Убей меня и удались!»—горестно произносит она. Лионель тронут и удивлен ее великодушием: «Молва идет, что ни один твой враг тобой не пощажен, за что же мне пощада одному?». А Иоанна в отчаянии ломает руки, терзаемая мыслью о нарушенном обете. Недавний, враг проникается сочувствием к горю девушки, а затем и любовь к ней пробуждается в его душе. Лионель решает остаться, и перейти на сторону соотечественников. Подошедшему к Иоанне Дюнуа он торжественно отдает свой меч.

Потрясенная всем только что происшедшим, ослабленная раной в плечо, Иоанна падает в обморок.

Картина вторая. Перед Реймским кафедральным собором шумное торжество — ликующий народ, отстоявший свое отечество, славит короля и Иоанну д'Арк. В праздничной толпе замешались угрюмый Тибо и Раймонд. Отец Иоанны, обиженный отказом дочери выйти за Раймонда, предполагая в ее фантасти ческих деяниях дьявольскую руку, намерен отвести ее от греха даже ценою ее жизни. Раймонд умоляет старика отступиться от этой мысли, но Тибо неумолим.

Король, взойдя на трон, обращается к народу, благодаря его за возвращение короны. Он объявляет Иоанну д'Арк спасительницей отечества и приказывает воздвигнуть ей алтарь, однако неожиданно вышедший из толпы Тибо обвиняет дочь в связи с силами ада и требует, чтобы она публично доказала свою невиновность. На вопрос «считаешь ли себя святой и чистой?» Иоанна, находящая свою любовь к Лионелю преступной, ничего не отвечает. Возмущенный сомнением, овладевшим народом и рыцарями, Дюнуа берется мечом доказать ложность ужасного обвинения, но в этот момент раздается удар грома. Испуганный народ в страхе отступается от героини, пророча ей неминуемую кару неба. Лионель клянется защитить ее, но глубоко подавленная и оскорбленная Иоанна гонит его прочь.

Действие четвертое. Картина первая. Оклеветанная отцом, покинутая народом, забытая королем, Иоанна д'Арк уединяется в глухом лесу, предавшись глубоким раздумьям о своем праве на счастье: как «смертному дерзну отдать творцу обещанную душу?..». Мысль о том, что она — «вождь спасенья и побед» мешает ей изведать любовь, и все же Иоанна не в силах справиться со своим чувством. Увидя возлюбленного, разыскивающего ее в лесу, она бросается к нему— вдохновенно и страстно признаются они в любви друг к другу.

В это время в лес врывается отряд английских солдат. Пытаясь защитить Иоанну, Лионель погибает в схватке с ними, и, потрясенная происшедшим, девушка протягивает врагам руки, на которые тотчас надеваются цепи.

Картина вторая. На площади в Руане разложен костер. Толпы людей окружили место готовящейся казни. Со всех сторон несутся крики. При появлении Иоанны д'Арк кое-где раздаются возгласы сочувствия.

Увидя костер, Иоанна на одно мгновение теряет присутствие духа, но, быстро овладев собой, просит дать ей крест. Ропот народа возрастает. Со всех сторон раздаются крики сомнения в ее виновности, нарастает возмущение готовящейся жестокой казнью. Патер благословляет героиню. Палач зажигает костер.

Гордая и сильная Иоанна д'Арк, обратив все помыслы к небу, с достоинством и смирением принимает смерть.

Другие оперы:

  • Чайковский П.И. "Мазепа"
  • Чайковский П.И. "Пиковая дама"
  • Бородин А.П. "Князь Игорь"
  • Верстовский А.Н. "Аскольдова могила"
  • Глинка М.И. "Иван Сусанин"