Главная :: Оперные либретто :: Росская опера

МАЗЕПА П.И.Чайковский




Опера в трех действиях (шести картинах)
Либретто написано В. П. Бурениным по поэме А. С. Пушкина «Полтава».
Опера впервые поставлена 15 февраля 1884 г. в Большом театре в Москве.

Действующие лица:
Мазепа, гетман - баритон
Кочубей - бас
Любовь, его жена - меццо-сопрано
Мария, их дочь - сопрано
Андрей, молодой казак - тенор
Орлик - бас
Искра, друг Кочубея - тенор
Пьяный казак - тенор
Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи.
Действие происходит на Украине в начале XVIII века.

Действие первое. Картина первая. Богат и независим знатный стольник Петра I Кочубей. Множество хуторов, необозримых лугов принадлежит ему на Полтавщине; на всю великую Украину славятся его несметные богатства...

Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.
(Пушкин)

Это к ней, юной Марии, спешат в день летних народных праздников подруги. Легкие и нарядные челны плывут по Днепру. «Я завью, завью венок свой душистый», — поют девушки.
Но ни хороводы, ни игры, ни девичьи песни не привлекают Марию; не радует ее любовь молодого казака Андрея. В гостях у отца гордый старец, гетман Мазепа, и лишь им полны сейчас все ее мысли: «Люблю в нем все — его седины, его глубокие морщины, его блестящий впалый взор, его лукавый разговор...». И Мазепа отвечает Марии таким же пылким чувством; он просит у Кочубея руки его дочери.

Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. «Да помнишь ли, что ты Марии крестный?» — с возмущением спрашивает он. Однако просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа спрашивает дочь Кочубея: «Со мной идешь отсюда, иль навек разлука?» — «Твоя!» — после мучительного колебания бросается к нему Мария.

Охраняемые стражей гетмана, Мазепа и Мария уходят.

Картина вторая. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Словно умершую, оплакивает Марию мать — столько беспредельной скорби звучит в ее песне. «Очнись от горя, Кочубей!» — обращается она к мужу, советуя ему прибегнуть к помощи надежных людей и отомстить ненавистному гордецу Мазепе.

Но Кочубей и сам, неотступно думая о мести, решил, наконец, посвятить в свои планы жену, преданного Искру и Андрея. Еще в дни былой дружбы с Мазепой Кочубей не раз слышал от гетмана о «грядущих изменениях, переговорах, возмущеньях».

Поняв уже тогда намерение Мазепы перейти на сторону шведов, Кочубей обдумывает теперь свой донос русскому царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано его депо: Петр I бесконечно верит Мазепе. Знает об этом и Андрей, вызвавшийся лично доставить донос на Мазепу в столицу.

Действие второе. Картина первая. Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца. В одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось худшее из его предположений — Петр I не поверил полученному доносу и отдал доносчика в руки Мазепы: «Заутра казнь...». Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем: «Боже правый! Царем быть отдану во власть врагу царя на поруганье.,.». Мрачные размышления прерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От имени Мазепы он требует признания о спрятанных Кочубеем кладах. Услышав решительный отказ выдать тайну, разъяренный Орлик приказывает вновь пытать узника.

Картина вторая. «Тиха украинская ночь...» Мазепа любуется ее изумительной красотой с террасы своего дворца. Но ни картина родной природы, ни мысли о Марии не могут смягчить злобу в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.

Неслышно подходит к гетману Мария. Беспокойством и ревнивыми подозрениями полно ее сердце: «Давно ль мы были неразлучны? Теперь ты ласк моих бежишь, теперь они тебе докучны... любовь смиренная моя встречает хладную суровость...». Успокаивая се, Мазепа раскрывает Марии свою тайну: «...скоро в смутах, в бранных спорах, быть может, трон воздвигну я!». Мария с восторгом выслушивает это признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана: «Скажи, отец или супруг тебе дороже?»— в ослеплении отвечает: «Ты мне всего, всего дороже!».

Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, и они не обманывают ее: неожиданно появляется мать — с риском для жизни проникла она .сюда, умоляя дочь спасти отца («Отца казнить ведут... спаси, спаси его!»). С ужасом узнает Мария о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.

Картина третья. Толпы народа заполнили поле, в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь.

Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, приплясывает и распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи в-едут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубея и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. «Вот они, паны несчастные!»—раздаются возгласы в толне.

Прибежавшие на ноле Любовь и Мария не могут уже остановить происходящее — палачи подняли топоры, казнь свершается.

Действие третье. Отгремели звуки Полтавского сражения. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, придя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно, остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его: выстрелом из пистолета он смертельно ранит Андрея.

Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Мучительное зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его, напоминает об опасности, и, спасая свою жизнь, гетман быстро скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве... Положив его голову к себе па колени, она поет умирающему колыбельную песню.

Другие оперы:

  • Чайковский П.И. "Пиковая дама"
  • Бородин А.П. "Князь Игорь"
  • Верстовский А.Н. "Аскольдова могила"
  • Глинка М.И. "Иван Сусанин"
  • Глинка М.И. "Руслан и Людмила"